Продажа товара через маркетплейс при ОСН
Торговля
20.11.2024
Поделиться

Продажа товара через маркетплейс при ОСН

При торговле на площадках-маркетплейсах используются модели посреднических договоров, когда маркетплейс оказывает продавцам ряд услуг и получает вознаграждение. Основанием для признания дохода как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, как правило, выступает отчет маркетплейса. Рассказываем основное про НДС, договоры, документы, проводки.
Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
193
просмотра

На маркетплейсах торгуют преимущественно на условиях чисто посреднических контрактов или смешанных, что допускается ГК РФ. Площадка оказывает продавцу необходимые услуги для эффективных продаж и регулярно представляет отчеты, данные которых становятся основанием для признания дохода.

Маркетплейс можно определить как площадку для продажи товаров. Самые крупные игроки на этом рынке – это OZON, Вайлдберриз, Яндекс.Маркет, Мегамаркет.

Модель работы в большинстве случаев такова: с продавцом заключается договор, в рамках которого маркетплейс выставляет на своей площадке информацию о предлагаемом продавцом товаре, за определенное вознаграждение организовывает заключение договора розничной купли-продажи, получение оплаты с клиентов и т.п.

Комиссии взимаются за ряд услуг – рекламу, хранение, доставку и проч. До тех пор, пока товар не будет получен покупателем, права собственности сохраняются за продавцом. Основанием для учета дохода служит, как правило, отчет, фиксирующий данные о продажах, направляемый маркетплейсом с периодичностью, установленной договором.

Вознаграждение маркетплейса учитывается в расходах как раз на основе отчетов, УПД, актов, а НДС с вознаграждения принимается к вычету на основе счетов-фактур или УПД, сформированных маркетплейсом. Если покупателем выступает физлицо и вообще лицо, освобожденное от уплаты НДС, счета-фактуры выставлять не надо, отчет маркетплейса о продажах регистрируют в книге продаж.

Какие договоры подписывают с маркетплейсами? В подавляющем большинстве случаев – это смешанные контракты, имеющие черты посреднических отношений. В них продавцы выступают в качестве принципалов, а маркетплейсы – как агенты, которые берут на себя хлопоты по реализации товара, услуги по хранению, оформлению возвратов, доставку, рекламное сопровождение, взаимные расчеты.

Передача товаров маркетплейсу оформляется с помощью товаросопроводительных документов (накладных), если товар передается транспортной компании, то посредством транспортных накладных. В любом случае документы должны содержать указания на реквизиты договора-основания для передачи товара маркетплейсу.

При такой форме отношений право собственности остается у продавца, маркетплейс его не приобретает. Следовательно, при передаче нет повода признавать доходы и расходы. Переданный товар отражается как отгруженный.

По прошествии отчетного месяца (если иной период не установлен договором) продавец получает от маркетплейса отчет, в котором указываются данные, касающиеся продаж, по:

  • наименованию;
  • количеству;
  • стоимости реализованного,
  • а также сведения о возвратах и о скидках.
Такой отчет (он может называться по-иному, сути это не меняет) станет основанием для включения в доходы выручки (без учета НДС) и списания себестоимости проданных товарных позиций.

Доход признается в сумме, на которую товар был продан (с учетом скидки), на ту дату, в которую, согласно отчету, товар был продан покупателю (п. 3, 5, 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», п. 5, 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации», п. 41, 43 ФСБУ 5/2019 «Запасы»).

Уточнение по поводу скидок. Если скидка согласована с продавцом, при этом маркетплейс не возмещает ее, то доход признается с учетом данной скидки. Считается, что продажная стоимость согласована.

Другое дело, если маркетплейс не согласовывал с вами скидку и возместил ее вам – это уже убыток, разница между ценой реальной продажи и согласованной ценой.

Возмещаемый убыток включается в прочие доходы в периоде признания на дату утверждения отчета, который содержит данные о сумме убытка.

НДС, исчисленный с возмещения разницы в цене, признаем прочим расходом в периоде начисления налога (согласно п. 11, 18 ПБУ 10/99).

УПД или актами подтверждают расходы и вознаграждения, которые не входят в основное вознаграждение площадки. Указанные документы и будут основаниями для включения указанных сумм в расходы (см. п. 5, 16 ПБУ 10/99).

Схема проводок может быть следующей:

Дебет 45.01 Кредит 41.01 – товары переданы маркетплейсу;

Дебет 76.09 Кредит 90.01 – товары проданы;

Дебет 90.03 Кредит 68.02 – НДС с цены продажи;

Дебет 90.02 Кредит 45.01 – стоимость проданных товаров;

Дебет 60.01 Кредит 76.09 – удержание маркетплейсом его вознаграждения из дохода;

Дебет 44.01 Кредит 60.01 – вознаграждение маркетплейсу;

Дебет 19.04 Кредит 60.01 – НДС с указанного вознаграждения;

Дебет 51 Кредит 76.09 – получены средства от маркетплейса.

Маркетплейс вернул товар, от которого потребитель отказался после осмотра: Дебет 41 Кредит 45.

Нередко покупатель возвращает товар уже после приобретения. Тогда учет зависит от периода возврата. Предположим, что товар возвращен в том же календарном году.

Дебет 62 (76 – расчеты за товар) Кредит 90.1

СТОРНО

– сторнирован доход от реализации товаров маркетплейсом;

Дебет 90.3 Кредит 19

СТОРНО

– плательщик НДС отражает налог;

Дебет 68 Кредит 19

– по возвращенному товару НДС принят к вычету;

Дебет 90.2 Кредит 45

СТОРНО

– отражена себестоимость возвращенных позиций;

Дебет 41 Кредит 45

– возвращен товар маркетплейсом.

Покупатель вернул товар в следующем календарном году – тогда в учете отражаются прочие доходы и прочие расходы на основании отчета маркетплейса (п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99):

Дебет 91.2 Кредит 62 (76 – расчеты за товары)

– отражен убыток прошлых лет, выявленный в отчетном году (в сумме дохода от продажи товаров);

Дебет 41 Кредит 91.1

– отражена прибыль прошлых лет, выявленная в текущем году (в размере фактической себестоимости возвращенных покупателем товаров);

Дебет 68 Кредит 91.1

– отражен вычет по НДС по возвращенному товару.

Еще раз подчеркнем: маркетплейс не получает прав собственности на ваш товар, потому и отсутствуют основания признавать доходы от реализации и расходы (в виде покупной стоимости товарной позиции).

Отчет маркетплейса – основание для признания в доходах выручки на дату, указанную в этом документе. Выручка включается в доходы (без НДС). Одновременно отражается в расходах и стоимость, по которой приобретены реализованные товары (ст. 248, 249, 268, 271 НК).

Подход к квалификации скидки, которую маркетплейс предоставил потребителю, аналогичный описанному выше в разделе о бухгалтерском учете.

Сумма возмещаемого убытка включается во внереализационные доходы на дату признания, которой может быть день, когда был утвержден отчет, содержащий информацию о сумме убытка (ст. 250, 271 НК).

НДС, исчисленный с суммы компенсации скидки, предоставленной маркетплейсом, включают в прочие расходы на день начисления налога (ст. 264, 272 НК).

Затраты по реализации (хранение, транспортировка силами маркетплейса) включаются в косвенные расходы, списываются в месяце осуществления (п. 1 ст. 268, п. 1 ст. 272, ст. 320 НК).

Вознаграждение площадки учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, причем на дату:

  • утверждения отчета или
  • подписания документа, подтверждающего сумму этого вознаграждения.

Возврат некачественного товара делает реализацию несостоявшейся. Поэтому надо скорректировать данные в регистрах налогового учета.

Потребитель вернул бракованный товар в том же налоговом периоде – надо уменьшить доходы от реализации (на сумму дохода от реализации возвращенной позиции) и расходы (затраты, которые были ранее признаны в виде стоимости возвращенного товара).

Потребитель вернул товар лишь в следующем налоговом периоде – тут варианты следующие.

  1. Если считать расторжение договора купли-продажи самостоятельной операцией, то в период возврата сумма возвращенной потребителю оплаты включается во внереализационные расходы как убыток прошлых лет, выявленный в текущем периоде (подп. 1 п. 2 ст. 265 НК). Что касается стоимости возвращенного товара, то она включается во внереализационные доходы в качестве дохода прошлых лет, выявленного в текущем периоде (п. 10 ч. 2 ст. 250 НК).

  2. Если принять за данное, что возврат товара искажает налоговую базу периода его реализации, то производится ее корректировка согласно ст. 54 НК. То есть продавец на основании п. 1 ст. 54 НК пересчитывает налоговую базу и налог в периоде возврата товара при условии, что возврат вызвал излишнюю уплату налога в периоде продажи.

Товар, полученный от потребителя, учитывается по стоимости списания в расходы на день реализации.

Возврат качественного товара отражается в таком же порядке, как и при возврате бракованного.

Налог на прибыль исчисляется без специфических особенностей, однако на НДС стоит остановиться.

НДС при торговле на маркетплейсе

Налог начисляется с дохода от реализации. Если реализуется товар по договору комиссии, то у комитента базой по налогу является стоимость, по которой комиссионер продает их потребителю (такой вывод следует из п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154 НК). Налоговую базу определяем на самую раннюю из следующих дат (согласно п. 1 ст. 167 НК):

  • отгрузки товаров;
  • оплаты, частичной оплаты в счет будущих поставок.

Если маркетплейс компенсирует скидку, предоставленную им потребителю, то эта сумма включается в НДС-базу в качестве средства, связанного с оплатой реализованных товаров (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК). При получении компенсации применяйте расчетную ставку НДС (п. 4 ст. 164 НК).

Если продаете через маркетплейс физическим лицам и вообще лицам, освобожденным от уплаты НДС, счет-фактура не выставляется (п. 3 ст. 169 НК). Отчет маркетплейса регистрируется в книге продаж, поскольку именно этот документ подтверждает суммарные (сводные) данные по всем операциям за календарный месяц (квартал) (п. 1 правил ведения книги продаж, утв. постановлением Правительства от 26.12.2011 г. № 1137).

Если продаете плательщикам НДС, то счета-фактуры выставляются в порядке, обусловленном условиями вашего договора с маркетплейсом.

Так, если маркетплейс как агент работает от своего имени и за ваш счет, то он оформляет счет-фактуру от собственного имени и, выставив его покупателю, передает вам копию. На ее основании вы оформите для агента-маркетплейса счет-фактуру.

Если маркетплейс работает от имени продавца и за его счет, то документы на товар должен оформлять продавец от своего имени и в общем порядке. Правда, на практике нередко маркетплейсы, хотя и работают от своего имени и за счет продавца, но выставляют УПД-1 от его имени и дублируют его продавцу по ЭДО или имейлу. Продавцу остается зарегистрировать в книге продаж номер счета-фактуры из УПД-1.

НДС, предъявленный маркетплейсом со стоимости его вознаграждения и услуг, принимается к вычету, если:

  • продавец – плательщик НДС;
  • реализуемые товары НДС облагаются;
  • у продавца имеется корректно оформленный счет-фактура;
  • продавец принял к учету суммы на основании полученных от маркетплейса первичных документов (отчета, акта).

Итак, резюмируем: основанием для признания дохода как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, как правило, выступает отчет маркетплейса, поскольку при передаче маркетплейсу право собственности не переходит. В бухучете при этом товары отражаются как отгруженные.