
Главбух не согласен с приказом руководителя. Как поступить, чтобы не остаться крайним

Нужен ли вообще главбух?
Как ни странно, далеко не всем он нужен (только кредитным организациям – там главбух обязателен). Между тем, если исходить из положений Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (далее – Закон о бухучете), бухгалтера у фирмы может и не быть, и в ряде случаев руководитель вправе сам вести учет (ст. 7 Закона о бухгалтерском учете).
Кто вправе давать распоряжения главбуху?
И об этом в законе ни слова. Однако право утверждать, что главбух подчиняется именно директору фирмы, дают, в частности, положения Закона о бухучете (в частности, п. 3, 8 ст. 7, п. 8 ст. 13). Если в должностной инструкции, трудовом договоре указано иное лицо, то бухгалтер подчиняется именно ему (ст. 8, 57 ТК).
Какие конкретно операции выполняет главбух?
Четкого перечня нет, но, проанализировав Закон о бухучете, ПБУ, НК, можно утверждать, что главбух, в частности:
-
подписывает счета-фактуры (п. 3 ст. 7 Закона о бухучете, абз. 1 п. 6 ст. 169 НК);
-
формирует учетную политику (п. 1.1 ст. 30 Закона о бухучете, п. 4 ПБУ 1/2008);
-
готовит и утверждает у руководителя формы первичных учетных документов, регистров бухучета (п. 3 ст. 7, п. 4 ст. 9, п. 5 ст. 10 Закона о бухучете);
-
согласует перечень сотрудников, которые обладают правом подписи первички (абз. 1 п. 14 положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 г. № 34н, применяется в части, не противоречащей Закону о бухучете);
-
требует от сотрудников соблюдения утвержденного порядка оформления фактов хозяйственной жизни, в том числе чтобы они своевременно представляли корректно оформленные документы, данные, сведения, которые необходимы для правильного ведения бухучета (п. 3 ст. 9 Закона о бухучете, абз. 2 п. 12 Положения № 34н);
-
организовывает и применяет процедуры внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни (сверки, инвентаризации и т.п.) (п. 1 ст. 19 Закона о бухучете, подп. «г», «е» п. 8.1, подп. «в» п. 18.1 информации Минфина № ПЗ-11/2013);
-
руководит бухгалтерией как структурным подразделением фирмы (подп. «а» п. 7 Положения № 34н).
Кто в ответе – руководитель или главбух?
В Законе о бухучете есть уникальная норма – п. 8 ст. 7 Закона о бухучете. Она полностью посвящена этому вопросу. Суть ее в том, что при наличии разногласий между руководителем и главбухом последний должен получить письменное распоряжение начальства на то, чтобы:
-
принять или не принять к регистрации и накоплению в регистрах бухучета данные, отраженные в первичном учетном документе;
-
отразить или не отразить объект бухучета в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Закон не устанавливает ничего подобного ни для одного другого должностного лица – только для главбуха.
Когда будет отвечать не главбух, а руководитель?
- Если главбуха вообще нет, и руководитель ведет учет самостоятельно или нанимает исполнителя на аутсорс (п. 1, 3 ст. 7 Закона о бухучете, ст. 2.4 КоАП, п. 26 постановления Пленума ВС от 24.10.2006 г. № 18).
- Если главбух есть, но нет документального подтверждения того, что на него возложены обязанности по своевременному представлению полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 1, 3 ст. 7 Закона о бухучете, ст. 2.4 КоАП, постановление 7-го КСОЮ от 31.12.2019 г. № 16-470/2019).
- Нарушение допущено в области, которая непосредственно не связана с учетом, представлением отчетности, если решение задачи, которое было неверным и привело к негативным последствиям, вообще не входило в должностные обязанности главбуха. В частности, нарушены порядок и сроки представления сведений персучета в органы СФР (ст. 15.33.2 КоАП).
Верховный суд, в частности, указал, что в данном случае несет ответственность руководитель (см. постановление ВС от 10.06.2024 г. № 32-АД24-7-К1, п. 41 обзора судебной практики ВС № 4 (2021), постановление 6-го КСОЮ от 02.07.2021 г. № 16-3931/2021).
- Между главбухом и руководителем возникли разногласия по поводу отражения того или иного факта хозяйственной жизни, и руководитель дал письменное распоряжение поступить именно так, как он желает, и это распоряжение привело к нарушению (п. 8 ст. 7 Закона о бухучете, п. 25 постановления Пленума ВС от 24.10.2006 г. № 18).
Сосредоточимся на п. 4 как на наиболее интересном.
Какой же документ надо составить главбуху?
Большинство распоряжений главбух получает или устно, или в виде росчерка на документе: «Принять к исполнению». Может ли такая резолюция считаться письменным распоряжением, о котором говорит п. 8 ст. 7 Закона о бухучете?
Резолюция – это реквизит, содержащий указания должностного лица по исполнению документа (п. 65 разд. 3.2.1 «Документирование» ГОСТ Р 7.0.8-2013, утв. приказом Росстандарта от 17.10.2013 г. № 1185-ст). Распоряжение (наряду с приказом) – это управленческий, распорядительный документ (п. 3.15 примерной инструкции по делопроизводству…, утв. приказом Росархива от 11.04.2018 г. № 44).
Следовательно, надо получить этот документ, а как? В особенности если руководитель и не собирается «подставляться», составляя его.
Чтобы обезопасить лично себя, главбуху необходимо подать на имя руководителя докладную записку, в которой отразить:
-
свои соображения о возможных проблемах, налоговых рисках выданного распоряжения;
-
анализ и сообщение об ответственности, которая может последовать,
а также прямо указать на свое несогласие с предписанным генеральным директором вариантом отражения факта хозяйственной жизни.
Как составить докладную записку?
Жестко предписанной формы докладной нет, как правило, соблюдают трехчастную структуру:
-
констатируются факты, причины, события, ставшие поводом для составления;
-
анализируется сложившаяся в этой связи ситуация, высказываются соображения относительно возможных последствий;
-
выдвигаются конкретные предложения, мнения, просьбы.
При оформлении можно использовать рекомендуемый ГОСТ Р 7.0.97-2016 (утв. приказом Росстандарта от 08.12.2016 г. № 2004-ст), чтобы исключить всякие сомнения в правовом статусе этого документа.
Но, полагаем, главное – это сделать прямое заявление о несогласии. И оговорить особо: если руководитель настаивает на своем варианте действий, то вы просите издать письменный приказ. Стоит подчеркнуть также то, что эта просьба правомерна, поскольку основана на положениях п. 8 ст. 7 Закона о бухучете, и предупредить о том, что всю ответственность за операции(-ю) понесет руководитель.
Как передать документ, если его не принимают?
К сожалению, это распространенная ситуация, когда руководство совершенно по-детски отказывается принимать докладную от главбуха, безосновательно полагая, что в этом случае ответственность понесет бухгалтерия.
Полагаем, что, поскольку закон не регулирует этот момент, можно действовать по своему усмотрению – направить по электронной почте, через мессенджер, курьером, заказным письмом («Почтой России») и т.п.; главное, чтобы было документальное подтверждение отправки по корректному адресу. То есть тому, который указан в ЕГРЮЛ. Согласно п. 3 ст. 54 ГК, риск неполучения корреспонденции, отправленной по адресу, указанному в реестре, несет юрлицо. То есть сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными.