Главбух не согласен с приказом руководителя. Как поступить, чтобы не остаться крайним
Ответственность бухгалтера
19.11.2024
Поделиться

Главбух не согласен с приказом руководителя. Как поступить, чтобы не остаться крайним

Статус главбуха и его полномочия, как ни странно, приходится выискивать в различных нормативных актах. Из закона прямо следует лишь то, что он – должностное лицо, осуществляющее ведение бухучета. И в обязательном порядке он должен быть не в каждой организации, а лишь в банке (иной кредитной организации). Но мы с вами знаем: именно перед главбухом директор ставит порой такие задачи, что руки чешутся уволиться. В этой статье расскажем, что делать главбуху, если указания руководства начинают выходить за рамки закона.
Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
388
просмотров

Как ни странно, далеко не всем он нужен (только кредитным организациям – там главбух обязателен). Между тем, если исходить из положений Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (далее – Закон о бухучете), бухгалтера у фирмы может и не быть, и в ряде случаев руководитель вправе сам вести учет (ст. 7 Закона о бухгалтерском учете).

И об этом в законе ни слова. Однако право утверждать, что главбух подчиняется именно директору фирмы, дают, в частности, положения Закона о бухучете (в частности, п. 3, 8 ст. 7, п. 8 ст. 13). Если в должностной инструкции, трудовом договоре указано иное лицо, то бухгалтер подчиняется именно ему (ст. 8, 57 ТК).

Четкого перечня нет, но, проанализировав Закон о бухучете, ПБУ, НК, можно утверждать, что главбух, в частности:

  • подписывает счета-фактуры (п. 3 ст. 7 Закона о бухучете, абз. 1 п. 6 ст. 169 НК);
  • формирует учетную политику (п. 1.1 ст. 30 Закона о бухучете, п. 4 ПБУ 1/2008);
  • готовит и утверждает у руководителя формы первичных учетных документов, регистров бухучета (п. 3 ст. 7, п. 4 ст. 9, п. 5 ст. 10 Закона о бухучете);
  • согласует перечень сотрудников, которые обладают правом подписи первички (абз. 1 п. 14 положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 г. № 34н, применяется в части, не противоречащей Закону о бухучете);
  • требует от сотрудников соблюдения утвержденного порядка оформления фактов хозяйственной жизни, в том числе чтобы они своевременно представляли корректно оформленные документы, данные, сведения, которые необходимы для правильного ведения бухучета (п. 3 ст. 9 Закона о бухучете, абз. 2 п. 12 Положения № 34н);
  • организовывает и применяет процедуры внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни (сверки, инвентаризации и т.п.) (п. 1 ст. 19 Закона о бухучете, подп. «г», «е» п. 8.1, подп. «в» п. 18.1 информации Минфина № ПЗ-11/2013);
  • руководит бухгалтерией как структурным подразделением фирмы (подп. «а» п. 7 Положения № 34н).

В Законе о бухучете есть уникальная норма – п. 8 ст. 7 Закона о бухучете. Она полностью посвящена этому вопросу. Суть ее в том, что при наличии разногласий между руководителем и главбухом последний должен получить письменное распоряжение начальства на то, чтобы:

  • принять или не принять к регистрации и накоплению в регистрах бухучета данные, отраженные в первичном учетном документе;
  • отразить или не отразить объект бухучета в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Выдача письменного распоряжения делает руководителя единолично ответственным за последствия. Если же главбух действовал на основании устного распоряжения, то всю полноту ответственности он принимает на себя.

Закон не устанавливает ничего подобного ни для одного другого должностного лица – только для главбуха.

  1. Если главбуха вообще нет, и руководитель ведет учет самостоятельно или нанимает исполнителя на аутсорс (п. 1, 3 ст. 7 Закона о бухучете, ст. 2.4 КоАП, п. 26 постановления Пленума ВС от 24.10.2006 г. № 18).
  2. Если главбух есть, но нет документального подтверждения того, что на него возложены обязанности по своевременному представлению полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 1, 3 ст. 7 Закона о бухучете, ст. 2.4 КоАП, постановление 7-го КСОЮ от 31.12.2019 г. № 16-470/2019).
  3. Нарушение допущено в области, которая непосредственно не связана с учетом, представлением отчетности, если решение задачи, которое было неверным и привело к негативным последствиям, вообще не входило в должностные обязанности главбуха. В частности, нарушены порядок и сроки представления сведений персучета в органы СФР (ст. 15.33.2 КоАП).

    Верховный суд, в частности, указал, что в данном случае несет ответственность руководитель (см. постановление ВС от 10.06.2024 г. № 32-АД24-7-К1, п. 41 обзора судебной практики ВС № 4 (2021), постановление 6-го КСОЮ от 02.07.2021 г. № 16-3931/2021).

  4. Между главбухом и руководителем возникли разногласия по поводу отражения того или иного факта хозяйственной жизни, и руководитель дал письменное распоряжение поступить именно так, как он желает, и это распоряжение привело к нарушению (п. 8 ст. 7 Закона о бухучете, п. 25 постановления Пленума ВС от 24.10.2006 г. № 18).

Сосредоточимся на п. 4 как на наиболее интересном.

Большинство распоряжений главбух получает или устно, или в виде росчерка на документе: «Принять к исполнению». Может ли такая резолюция считаться письменным распоряжением, о котором говорит п. 8 ст. 7 Закона о бухучете?

Резолюция – это реквизит, содержащий указания должностного лица по исполнению документа (п. 65 разд. 3.2.1 «Документирование» ГОСТ Р 7.0.8-2013, утв. приказом Росстандарта от 17.10.2013 г. № 1185-ст). Распоряжение (наряду с приказом) – это управленческий, распорядительный документ (п. 3.15 примерной инструкции по делопроизводству…, утв. приказом Росархива от 11.04.2018 г. № 44).

То есть и резолюция, и распоряжение – это руководящие указания, только резолюция – это фраза, а распоряжение – полноценный документ. Но если следовать прямому, буквальному указанию п. 8 ст. 7 Закона о бухучете, то требуется именно письменное распоряжение, т.е. документ.

Следовательно, надо получить этот документ, а как? В особенности если руководитель и не собирается «подставляться», составляя его.

Чтобы обезопасить лично себя, главбуху необходимо подать на имя руководителя докладную записку, в которой отразить:

  • свои соображения о возможных проблемах, налоговых рисках выданного распоряжения;
  • анализ и сообщение об ответственности, которая может последовать,

а также прямо указать на свое несогласие с предписанным генеральным директором вариантом отражения факта хозяйственной жизни.

Жестко предписанной формы докладной нет, как правило, соблюдают трехчастную структуру:

  • констатируются факты, причины, события, ставшие поводом для составления;
  • анализируется сложившаяся в этой связи ситуация, высказываются соображения относительно возможных последствий;
  • выдвигаются конкретные предложения, мнения, просьбы.

При оформлении можно использовать рекомендуемый ГОСТ Р 7.0.97-2016 (утв. приказом Росстандарта от 08.12.2016 г. № 2004-ст), чтобы исключить всякие сомнения в правовом статусе этого документа.

Но, полагаем, главное – это сделать прямое заявление о несогласии. И оговорить особо: если руководитель настаивает на своем варианте действий, то вы просите издать письменный приказ. Стоит подчеркнуть также то, что эта просьба правомерна, поскольку основана на положениях п. 8 ст. 7 Закона о бухучете, и предупредить о том, что всю ответственность за операции(-ю) понесет руководитель.

К сожалению, это распространенная ситуация, когда руководство совершенно по-детски отказывается принимать докладную от главбуха, безосновательно полагая, что в этом случае ответственность понесет бухгалтерия.

Полагаем, что, поскольку закон не регулирует этот момент, можно действовать по своему усмотрению – направить по электронной почте, через мессенджер, курьером, заказным письмом («Почтой России») и т.п.; главное, чтобы было документальное подтверждение отправки по корректному адресу. То есть тому, который указан в ЕГРЮЛ. Согласно п. 3 ст. 54 ГК, риск неполучения корреспонденции, отправленной по адресу, указанному в реестре, несет юрлицо. То есть сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными.