Земельный налог в 2025 году: объекты, ставки, порядок уплаты
Налоги и взносы
31.01.2025
Поделиться

Земельный налог в 2025 году: объекты, ставки, порядок уплаты

Земельный налог платят юридические и физические лица (в т.ч. ИП). При этом НК содержит обязательные элементы этого местного налога, а конкретику устанавливают местные законодатели (муниципальных образований, Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, федеральной территории «Сириус»).

При налоговой реформе земельный налог в 2025 году претерпел точечные изменения. Основное: с 2025 года местные власти смогут устанавливать для участков с кадастровой стоимостью свыше 300 млн руб. ставку налога в размере 1,5% (это в пять раз больше прежнего лимита в 0,3%).

Рассказываем подробности.

Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
268
просмотров

По смыслу гл. 31 НК плательщиками земельного налога выступают в том числе:

  • коммерческие организации, если участки земли, признаваемые объектом налогообложения, находятся у них в собственности;
  • ИП, если объекты налогообложения находятся у них в собственности, а также на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ).

Необходимо платить земельный налог, если:

1. Участок не относится к землям, не облагаемым налогом (п. 2 ст. 389 НК). Это, в частности, участки:

  • изъятые из оборота;
  • ограниченные в обороте;
  • из состава земель лесного фонда;
  • занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
  • входящие в состав общего имущества МКД.

Из этого пункта есть исключения. Например, если собственником всех помещений в МКД является одно лицо, т.е. право долевой собственности на общее имущество в принципе не возникает, то правило п. 2 ст. 389 НК не применяется. Или же дом относится к жилфонду спецназначения, например, общежитию (спецжилфонд – это не МКД, п. 1 ст. 92 ЖК), и потому в отношении земельного участка, на котором располагается здание, занимаемое общежитием, тоже не могут применяться положения п. 2 ст. 389 НК.

2. На территории, где расположен участок, введен земельный налог (п. 1 ст. 389 НК).

3. Участок принадлежит налогоплательщику на праве собственности (для ИП – на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения).

Отметим, что резиденты Курильских островов, применяющие освобождение от налога на прибыль, земельный налог не уплачивают (п. 2 ст. 388 НК), а налог на земли, входящие в ПИФ, платит управляющая компания фонда (п. 1 ст. 388 НК).

4. Право на землю зарегистрировано в ЕГРН (п. 1 ст. 131 ГК). До регистрации земельный налог платить не надо (см., например, письмо Минфина от 19.02.2020 № 03-05-05-02/11622, п. 1 постановления Пленума ВАС от 23.07.2009 № 54), за исключением случаев, когда права на участок подтверждены иным документом, который был выдан до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимость или получен при реорганизации (кроме выделения), при наследовании (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ, пп. 4, 5 постановления Пленума ВАС от 23.07.2009 № 54, п. 8 письма ФНС от 11.08.2023 № БВ-4-7/10353 и т.п.).

Все условия обязательны!

Чтобы узнать реквизиты документа, которым введен земельный налог на территории, где расположен участок, можно воспользоваться интернет-сервисом ФНС.

Проиллюстрируем смысл понятия «объект налогообложения».

Пример. ООО «Идея» зарегистрировано в пгт Деденево Дмитровского горокруга Московской области. В ЕГРН на ООО зарегистрировано два участка сельхозназначения, один из которых используется для выращивания овощей, второй передан в аренду фермеру-ИП. Также есть участок, полученный ООО «Идея» в порядке присоединения к нему ООО «Гипотеза», права на него не зарегистрированы. Кадастровая стоимость всех трех участков определена.

Решением Совета депутатов Дмитровского муниципального района Московской области от 26.10.2018 № 603/65 на территории Дмитровского горокруга установлен и введен в действие земельный налог. Участки находятся в собственности, даже тот, права на который еще не зарегистрированы в ЕГРН. Следовательно, земельный налог следует платить за три участка. Арендатор-ИП не платит земельный налог (п. 2 ст. 388 НК).

Налоговая база

Налоговая база по земельному налогу – это кадастровая стоимость участка, которая указана в ЕГРН по состоянию на 1 января года, за который рассчитывается налог (п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК).

Для ИП налоговую базу определяет ИФНС, принимая за основу кадастровую стоимость, сообщаемую из Росреестра (п. 4 ст. 85, п. 4 ст. 391 НК).

Юридические лица сами должны и узнавать кадастровую стоимость, и определять налоговую базу (п. 3 ст. 391 НК). Выяснить кадастровую стоимость можно, например:

  • заказав выписку из ЕГРН (кстати, ею же можно подтвердить корректность расчета налога);
  • воспользовавшись публичной кадастровой картой Росреестра;
  • в ЛК налогоплательщика на сайте ФНС.

Применительно к некоторым участкам база определяется в особом порядке.

Таблица. Чем руководствоваться при расчете облагаемой базы

Особенности участка Норма, закрепляющая порядок
Образован в течение календарного года п. 1 ст. 391 НК
Находится одновременно на территориях разных муниципальных образований либо одновременно на территориях муниципального образования и Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или «Сириуса»
Кадастровая стоимость участка изменилась, и изменение нужно учесть при расчете налога (авансового платежа) за налоговый (отчетный) период п. 1.1 ст. 391 НК, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ
Участок находится в собственности нескольких лиц ст. 392 НК
В отношении участка применен вычет из налоговой базы пп. 5–7 ст. 391 НК

Для юридических лиц и ИП налоговый период по земельному налогу – календарный год (п. 1 ст. 393 НК).

Отчетные периоды установлены НК только для организаций, это I, II и III кварталы календарного года (п. 2 ст. 393 НК), по их итогам вносятся авансовые платежи (п. 2 ст. 393, п. 2 ст. 397 НК). Местный законодатель (в т.ч. власти Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, представительный орган «Сириуса») может отчетные периоды не устанавливать (это право им дано п. 3 ст. 393 НК). Если отчетные периоды не определены, то и авансовые платежи вносить не надо.

Ставки по земельному налогу устанавливаются и НК, и местными законодателями. НК устанавливает лишь максимальные пределы и содержит всего две ставки (п. 1 ст. 394 НК):

  • 1,5% – общую;
  • 0,3% – пониженную, для некоторых видов земель.

Однако местные законодатели вправе установить конкретные ставки в пределах максимальных, а также вводить отдельные ставки, учитывая категории земель, вид разрешенного использования (п. 2 ст. 394 НК). Иными словами, может быть не два вида ставок, а больше.

Если местный законодатель (власти Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, «Сириуса») в своих НПА не установит ставки земельного налога, то нужно применять ставки, которые содержит п. 3 ст. 394 НК.

Отметим новшества 2025 года: Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ разрешил местным властям устанавливать предельное значение ставок до 1,5% для дорогостоящих участков (кадастровая стоимость более 300 млн руб.), которые:

  • заняты жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • приобретены (предоставлены) для жилищного строительства;
  • не используются в бизнесе, приобретены (предоставлены) для ведения ЛПХ, садоводства или огородничества, являются участками общего назначения согласно Федеральному закону от 29.07.2017 № 217-ФЗ.

Пониженная ставка 0,3% сохранена независимо от кадастровой цены для участков сельхозназначения и земель, которые входят в зоны сельскохозяйственного использования населенных пунктов, а также земель, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд и ограниченных в обороте.

Если участок занят жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, то к нему не применяется ограничение максимальной ставки до 0,3%, при условии что он:

  • приобретен (предоставлен) для ИЖС и
  • используется в бизнесе.

По таким участкам независимо от кадастровой стоимости применяется максимальная ставка 1,5%. Отметим, что это относительное новшество, поскольку с 2020 года (подп. «а» п. 75 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ) факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для ИЖС, исключал возможность применения ставки 0,3% (на это, в частности, указал ВС в определении от 28.03.2023 по делу № А41-94065/2021).

Для расчета налога по итогам полного года владения необходимо умножить кадастровую стоимость каждого участка на применимую к нему налоговую ставку (п. 1 ст. 396 НК).

Конкретный алгоритм расчета зависит от того, не отменил ли местный законодатель отчетные периоды. Если нет, то организации надо ежеквартально вносить авансовые платежи в размере 1/4 от годового налога. При этом налог к уплате за год определяют за вычетом авансов.

ИП и вообще физлица не вносят авансовые платежи по земельному налогу.

Формула для расчета авансов выглядит так:

где: АП - ежеквартальный авансовый платеж;
С - налоговая ставка;
КС - кадастровая стоимость земли на 1 января.

Пример. Допустим, что в собственности ООО «Сказка» имеется три участка, расположенных на территории Москвы (земельный налог и условия его применения утв. ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74):

  • расположенный под автостоянкой, кадастровая стоимость 30 млн руб., ставка 0,1%;
  • сельхозназначения, используется по назначению, кадастровая стоимость 50 млн руб., ставка 0,3%;
  • сельхозназначения, переданный в нецелевую аренду, кадастровая стоимость 40 млн руб., ставка 1,5%.

ООО «Сказка» должно применять вышеуказанную формулу отдельно в отношении каждого участка. Ежеквартальные авансовые платежи составляют:

  • 7 500 руб. (1/4 х 0,1% х 30 млн руб.) – за землю, расположенную под автостоянкой;
  • 37 500 руб. (1/4 х 0,3% х 50 млн руб.) – за участок сельхозназначения с целевым использованием;
  • 150 000 руб. (1/4 х 1,5% х 40 млн руб.) – за участок сельхозназначения, переданный в нецелевую аренду.

В целом по итогам каждого квартала 2025 года ООО «Сказка» нужно уплатить в бюджет в виде авансовых платежей 195 000 руб. (7 500 + 37 500 + 150 000).

Внимание: при расчете налога за полный календарный год авансовые платежи засчитываются по формуле:

где: КС - кадастровая стоимость земли на 1 января года, за который считают налог;
С - налоговая ставка;
АП1, АП2, АП3 - ежеквартальные авансовые платежи того же года.

Считать налог (так же как и авансовые платежи) необходимо отдельно по каждому объекту.

Пример. Условия примера те же. Годовой налог по каждому из облагаемых объектов ООО «Сказка» составляет:

  • 30 000 руб. (0,1% х 30 млн руб.) – за землю, расположенную под автостоянкой;
  • 150 000 руб. (0,3% х 50 млн руб.) – за участок сельхозназначения с целевым использованием;
  • 600 000 руб. (1,5% х 40 млн руб.) – за участок сельхозназначения, переданный в нецелевую аренду.

Однако с учетом ранее внесенных в том же году авансовых платежей к уплате по итогам года причитается:

  • 7 500 руб. (30 000 руб. – 7 500 руб. х 3 кв.) – за землю, расположенную под автостоянкой;
  • 37 500 руб. (150 000 руб. – 37 500 руб. х 3 кв.) – за участок сельхозназначения с целевым использованием;
  • 150 000 руб. (600 000 руб. – 150 000 руб. х 3 кв.) – за участок сельхозназначения, переданный в нецелевую аренду.

Выше приведены типичные ситуации. В случае если у налогоплательщика есть право на льготы, порядок расчета будет иной.

Льготы по земельному налогу могут выражаться в полном освобождении от его уплаты (ст. 395 НК), уменьшении налоговой базы (п. 5 ст. 391 НК), льготных ставках. Как льготу также можно рассматривать право участников соглашений о защите капиталовложений (СЗПК) при соблюдении некоторых условий уменьшать налог (авансовые платежи) на вычет (ст. 382.1 НК).

По земельному налогу есть две группы льгот:

1. Федеральные льготы. Они устанавливаются НК и распространяются на довольно узкий круг организаций (см. ст. 395 НК).

2. Местные льготы. Они устанавливаются местным законодателем и действуют на строго определенной территории (узнать о них можно в своей ИФНС или с помощью сервиса ФНС «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»).

Местные льготы также могут быть предоставлены в разных формах:

  1. Освобождение от уплаты налога. В Москве такую льготу имеют организации, указанные в ч. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74, например, негосударственные НКО в отношении земель, предоставленных им и используемых для размещения объектов образования, здравоохранения, соцобеспечения и культуры.

  2. Пониженные ставки. В этом случае для расчета достаточно умножить налоговую базу на пониженную ставку (п. 1 ст. 396 НК).

  3. Уменьшение суммы налога. Местный законодатель может устанавливать льготу по земельному налогу, которая уменьшает уже исчисленную сумму налога (п. 2 ст. 387 НК).

  4. Установление необлагаемой доли площади участка. На местном уровне могут установить льготу, которая освобождает от земельного налога какую-то долю площади определенных земельных участков (п. 2 ст. 387 НК).

  5. Установление суммы, не облагаемой налогом. Местный законодатель может освободить от уплаты налога часть кадастровой стоимости, а с остальной надо будет платить налог (п. 2 ст. 387 НК).

Поскольку по земельному налогу декларации не подаются, налогоплательщики должны сообщать в инспекцию о положенных им льготах. Форма уведомления для организаций утверждена приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377, физлицам (и ИП) надо использовать приложение № 3 к письму ФНС от 13.05.2020 № БС421/7799.

ИП должен уплатить земельный налог за истекший год не позднее 1 декабря следующего года (п. 1 ст. 397 НК), для мобилизованных ИП сроки уплаты продлены (подп. «а» п. 1, п. 4 постановления Правительства от 20.10.2022 № 1874).

Сроки уплаты земельного налога для организации такие (п. 1 ст. 397 НК):

  • для налога – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • для авансовых платежей – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплачивать авансовые платежи за I, II и III кварталы в общем случае следует не позднее 28 апреля, 28 июля, 28 октября соответственно.

Крайняя дата уплаты земельного налога или авансового платежа, выпадающая на нерабочий день (выходной либо праздничный), переносится на следующий после нее рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК). В общем случае налог (авансовые платежи) уплачивается путем перечисления единого налогового платежа (ЕНП). Ниже приведены сроки уплаты, актуальные для юридических лиц при наличии обязанности вносить авансовые платежи.

Таблица. Сроки уплаты для организаций

Дедлайн Вид платежа
28 февраля 2025 г. Земельный налог за 2024 год
28 апреля 2025 г. Авансовый платеж за I квартал 2025 г.
28 июля 2025 г. Авансовый платеж за II квартал 2025 г.
28 октября 2025 г. Авансовый платеж за III квартал 2025 г.
2 марта 2026 г. (с учетом переноса с 28 февраля, приходящегося на субботу) Земельный налог за 2025 год

Возможные КБК по земельному налогу различаются в зависимости от категории местности – город федерального значения, городской округ, сельское поселение и т.д. Они приведены на сайте ФНС.

Уплатить земельный налог можно следующими способами:

  1. Перечислить сумму в составе ЕНП (п. 1 ст. 45 НК). Необходимо представить уведомление об исчисленных налогах (п. 9 ст. 58 НК, прил. 1 к приказу ФНС от 02.11.2022 № ЕД-7-8/1047), оно подается не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты. Для уплаты земельного налога за 2024 год – не позднее 25 февраля 2025 г. ИП не обязаны подавать эти уведомления.
  2. Зачесть положительное сальдо ЕНС путем подачи заявления на бланке из приказа ФНС от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1133 по ТКС, через ЛК налогоплательщика (п. 1 ст. 78 НК).
  3. Уплатить земельный налог может и третье лицо (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК).

Организации не сдают декларацию по земельному налогу, налог и авансовые платежи рассчитывают и платят без декларации. После того как пройдет срок уплаты налога за год, ИФНС присылает сообщение со своим вариантом расчета исходя из данных, имеющихся у налоговиков. С этим расчетом надо свериться (п. 5 ст. 397 НК, ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Чтобы получить сообщение об исчисленной сумме налога, например, на приеме в ИФНС, по ТКС, почте, следует подать заявление по форме, утвержденной приказом ФНС от 09.07.2021 № ЕД-7-21/647, указав, за какой год и каким способом желательно получить сообщение.

ИП, как и иные физлица, тоже не подают декларацию по земельному налогу. Налоговики сами делают расчет, присылают уведомление с суммой к уплате (п. 4 ст. 397 НК).

Это можно сделать, заказав выписку из ЕГРН, воспользовавшись публичной кадастровой картой Росреестра, в ЛК налогоплательщика на сайте ФНС, также с помощью онлайн-справочника по объектам недвижимости.
Данный платеж относится к расходам (по обычным видам деятельности или прочим) либо формирует стоимость актива – в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты с бюджетом» (пп. 5, 16, 18 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н).
На сумму недоимки ИФНС начислит пени (кстати, в 2025 году действуют особые правила их начисления, см. тут) и оштрафует фирму по ст. 120, 122 НК. Если платеж занижен на 10% или более из-за искажения бухгалтерских показателей, то при первичном нарушении виновное должностное лицо или руководителя оштрафуют по ч. 1 ст. 15.11 КоАП на сумму от 5 000 до 10 000 руб., при повторном нарушении штраф вырастет, составив от 10 000 до 20 000 руб. Также не исключена дисквалификация от года до двух. При доказанном умысле на неуплату и крупном ущербе возможно возбуждение уголовного дела.

Налоговая реформа 2025 года оказалась настолько масштабной, что затронула даже земельный налог. И пусть пока все обошлось лишь точечными повышениями ставок, расслабляться не стоит. Наверняка это не последние изменения.