Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 7 марта 2025 г. N 03-07-11/22410
Вопрос: В министерство поступил запрос по вопросу определения начальной (максимальной) цены контракта с учетом применения с 01.01.2025 разных ставок налогообложения по налогу на добавленную стоимость в размере 20%, 10%, 7%, 5%, 0%. Применение налогоплательщиками специальных ставок НДС при участии в государственных и муниципальных закупках позволяет таким налогоплательщикам оказываться в преимущественных условиях по отношению к налогоплательщикам, применяющим общепринятую систему налогообложения. Изменение режима налогообложения по налогу на добавленную стоимость может повлечь нарушение одних из основных принципов контрактной системы в сфере закупок - равенство участников закупок и добросовестной ценовой конкуренции между участниками закупок.
На основании вышеизложенного просим разъяснить, какая ставка налога на добавленную стоимость должна применяться при расчете начальной (максимальной) цены контракта с учетом необходимости соблюдения требований статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Ответ: В связи с обращением о ставке налога на добавленную стоимость (далее - НДС), применяемой с 1 января 2025 г. при расчете начальной (максимальной) цены контракта, Департамент налоговой политики с учетом позиции Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы сообщает следующее.
С учетом положений, установленных статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчиками может быть использована информация, полученная у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), применяющих как упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), так и находящихся на общей системе налогообложения.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Участник закупки формирует предложение о цене контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Таким образом, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.
Сумма, предусмотренная контрактом, должна быть уплачена участнику закупки, с которым заключается контракт, в установленном контрактом размере.
При этом корректировка заказчиком цены контракта, предложенной участником закупки, применяющим УСН, при исполнении контракта таким участником, нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.
Что касается НДС, исчисляемого с 1 января 2025 г. организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, то на основании положений Кодекса указанные организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками НДС с 1 января 2025 г.
В то же время указанным организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 145 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
В случае, если организации или индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не имеют оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 г. такими организациями и индивидуальными предпринимателями, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
В связи с этим организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН с 1 января 2025 г., при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса, могут применяться налоговые ставки в размере 0, 10 или 20 процентов, указанные в пунктах 1-3 статьи 164 Кодекса, если ими решение о применении норм пункта 8 статьи 164 Кодекса не принято. При этом данные организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на исчисление и уплату НДС по налоговым ставкам в размере 5 или 7 процентов, указанным в пункте 8 статьи 164 Кодекса, а также 0 процентов (в отношении операций, указанных в подпунктах 1-1.2, 2.1-3.1, 7 и 11 пункта 1 статьи 164 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
Учитывая изложенное, налоговая база по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с 1 января 2025 г. организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН и не имеющими оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
Одновременно обращаем внимание, что вопросы, касающиеся порядка составления сметы контракта, а также формирования первичных учетных документов, не являются предметом регулирования Кодекса и Закона N 44-ФЗ и регламентируются соответствующим отраслевым законодательством.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента | Д.В. Волков |