Вопрос: Я, индивидуальный предприниматель, на основании пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, прошу проинформировать меня по следующему вопросу.
1. Мной осуществляется деятельность по постановке, организации и проведению цирковых представлений. Мной разрабатывается программа циркового представления и осуществляется постановка номеров, демонстрируемых в ходе представления. Такой программе впоследствии присваивается уникальное название, содержащее слово "цирк" (например, "Цирк на льду").
Основной вид деятельности:
90.01 Деятельность в области исполнительских искусств.
2. Наемных цирковых артистов в моем штату нет в силу специфики цирковой деятельности, организованный штатный коллектив артистов отсутствует. Выступающий коллектив формируется на время проведения цирковых гастролей. Причем, в ходе гастролей состав коллектива может меняться.
Артисты являются плательщиками налога на профессиональный налог.
3. Мой предпринимательский доход составляют поступления от продажи входных билетов на организованные мною цирковые представления.
В отношении предпринимательской деятельности мной применяется упрощенная система налогообложения.
Доходы за 2024 год превысили 60 миллионов рублей.
4. В Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ был внесен ряд изменений, действующих с 01.01.2025.
5. С 01.01.2025 ИП на УСН становятся плательщиками налога на добавленную стоимость.
6. Пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ предусматривает освобождение от обложения НДС услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся, в частности, реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
7. К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства относятся, в том числе, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки.
8. Налоговый кодекс не содержит толкования понятий "концертные организации", "концертные коллективы", "цирки", а также напрямую не предусматривает возможность применения данного освобождения индивидуальным предпринимателем.
В связи с чем возникает неясность толкования налогового законодательства.
9. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных религиозных и иных подобных критериев.
10. По смыслу пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается не налогоплательщики, а операции по реализации данного вида услуг.
Законодательство связывает наличие права на применение указанной льготы со сферой применения и характером оказываемых услуг, а не организационно-правовой формой налогоплательщика.
11. Кроме того, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Учитывая тот факт, что с 01.01.2025 я становлюсь плательщиком НДС и фактически осуществляю деятельность по реализации входных билетов на цирковые представления, правильно ли я понимаю, что я могу воспользоваться освобождением от НДС на основании пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, несмотря на то, что данная льгота предусмотрена Налоговым кодексом для организаций, и у меня отсутствуют трудоустроенные цирковые артисты (коллектив)?
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, и по вопросу применения подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает.
Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) на территории Российской Федерации операции по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства.
При этом в целях данного подпункта к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литературы, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Таким образом, при реализации организацией входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий освобождение от налогообложения НДС применяется при соблюдении требований к реализованным билетам как к бланкам строгой отчетности, а также наличии у этой организации соответствующего кода вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов деятельности.
Что касается вопроса применения индивидуальным предпринимателем освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного указанным подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса, то отмечаем следующее.
Как следует из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2022 г. N 310-ЭС22-7391 и Постановления Арбитражного Суда Центрального округа от 2 февраля 2022 г. по делу N А35-3877/2020, подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса предусмотрено освобождение от уплаты НДС только в отношении юридических лиц, в связи с чем у индивидуального предпринимателя отсутствует право на применение указанной льготы, поскольку у него отсутствует статус "организации культуры и искусства". В подпункте 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса четко определен перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, операции по реализации услуг которых освобождаются от налогообложения НДС. Указанный пункт расширительному толкованию не подлежит.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | Н.А. Кузьмина |