Как изменится бухучет: планы Минфина
Бухучет
13.03.2025
Поделиться

Как изменится бухучет: планы Минфина

Минфин обнародовал План мероприятий (утв. приказом Минфина от 18.02.2025 № 53, далее – План), по которому будет осуществляться государственная политика в сфере бухучета, отчетности и аудита до 2030 года. Рассказываем, к каким изменениям готовиться.

Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
40
просмотров

В План включено более 45 мероприятий в означенных сферах, результаты большинства из них оформит более 20 законопроектов и иных актов.

Поскольку стандарты – это основной инструмент регулирования учета, План начинается с пункта о завершении принятия базового комплекта ФСБУ. Его должны пополнить стандарты, посвященные учету:

  • доходов;
  • расходов;
  • некоммерческой деятельности;
  • долговых затрат;
  • финансовых инструментов;
  • участия в зависимых организациях и совместной деятельности;
  • биологических активов.

Обзор всех ФСБУ, которые действуют в 2025 году

Напомним, что в 2025 году обязательными становятся два стандарта: ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» (применяется с 1 апреля 2025 г.) и ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» (применяется с отчетности за 2025 год).

С 2025 по 2029 гг. будет проводиться разработка методических материалов для бухучета возникающих и (или) получающих распространение объектов по мере их возникновения:

  • цифровых валют;
  • углеродных единиц;
  • единиц выполнения квот выбросов парниковых газов;
  • деятельности по партнерскому финансированию;
  • информационных ресурсов и т.п.

Этим будут заниматься Минфин и Банк России, каждый в пределах своей компетенции.

До 2028 года должен быть разработан документ, определяющий концептуальные основы бухгалтерского учета для поддержания единства требований к бухучету. За основу будет принят, согласно распоряжению Правительства от 22.11.2024 № 3386-р, аналогичный документ МСФО.

С 2025 по 2029 гг. Минфин совместно с Банком России и СРО аудиторов Ассоциации «Содружество» продолжит работу по дальнейшему внедрению в практику МСФО на территории РФ. Особое внимание будет уделено улучшению качества перевода текстов МСФО на русский язык. Перевод должен быть полным, терминология, используемая в нем, – единообразной, причем приоритет должен отдаваться традиционным терминам, принятым в российской бухгалтерской и аудиторской практике.

На 2027 год намечена разработка проекта поправок в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухучете), который:

  • установит правила признания внешних документов первичными учетными документами;
  • закрепит права микропредприятий (исключая финансовые организации) и ИП вести бухучет без применения двойной записи (по простой системе);
  • определит порядок разработки электронных форматов документов бухучета;
  • конкретизирует порядок инвентаризации активов и обязательств организаций;
  • уточнит нормы закона о составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности при преобразовании организаций.
Отметим очень полезное нововведение: после принятия нового стандарта бухучета до того, как он станет обязательным для применения, должно будет пройти не менее года. Причем это правило будет касаться как федеральных, так и отраслевых стандартов бухучета.

Согласно Плану, в 2028 году Закон о бухучете пополнится, в частности, следующими положениями:

  • определением такого понятия, как профессиональное суждение лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Будет не только дано определение этой важной должностной функции, которая позволяет бухгалтеру оценивать параметры объектов бухгалтерского учета и иных показателей, но и определена ее роль в разработке учетной политики;
  • организации, составляющие консолидированную финансовую отчетность, получат право использовать единые способы ведения бухучета как для бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и для консолидированной. Также будет проработан вопрос о включении норм о консолидированной финансовой отчетности в Закон о бухучете;
  • станет обязательным составление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности как минимум за первое полугодие для организаций, чья бухгалтерская (финансовая) отчетность по прямому указанию закона подлежит обязательному аудиту.

В настоящее время ответственность за достоверность финансовой отчетности несет лишь руководитель экономического субъекта. Однако уже в обозримом будущем ситуация может измениться. В законодательство будут введены механизмы, которые должны повысить заинтересованность в достоверности отчетности и коллегиальных органов управления. Скорее всего, речь пойдет о дополнительных мерах ответственности. Срок разработки законопроекта – 2029 год.

В настоящее время ГИРБО, созданный в 2020 году, зарекомендовал себя как важнейший источник финансовой информации. Его по заслугам оценили не только контролирующие органы, но и практически все участники гражданского оборота.

Содержательную часть ГИРБО предполагается расширить. Пользователи будут обязаны направлять:

  • консолидированную финансовую отчетность. Обязанность будет установлена постановлением Правительства, алгоритм – утвержден приказом ФНС. Срок – 2025 год;
  • промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций, если закон обязывает ее представлять. Соответствующий законопроект должен быть разработан в 2025 году;
  • раскрываемую информацию об устойчивости. Соответствующий законопроект должен быть разработан в 2029 году.
Раскрываемая информация об устойчивости – это данные о социальных, экологических и экономических показателях, которые могут повлиять на долгосрочную устойчивость бизнеса.

Расширяться и развиваться будет не только содержательная часть ГИРБО, но и функционал. На 2025 год запланировано введение технологических решений, которые позволят при отправке данных учитывать особенности формирования отчетности конкретных организаций. Согласно Плану, уже в 2028 году должна быть реализована возможность представлять в ГИРБО аудиторские заключения об отчетности в электронном виде.

Пользователи ГИРБО также получат новые инструменты. На 2025–2028 гг. запланирована работа по разработке и внедрению функционала, который позволит:

  • проанализировать отчетность, содержащуюся в ГИРБО;
  • осуществить ее сравнительный анализ;
  • настроить параметры отображения информации;
  • отфильтровать необходимые данные.
Например, инвестор желает понять, как прибыль интересующей его организации за 2024 год соотносится с аналогичными показателями компаний по отрасли в целом. Он сможет быстро выбрать необходимые данные, задать фильтры по параметрам и получить отчет в понятной, удобной форме.

Будут проанализированы возможные методы улучшения координации раскрытия отчетности – той, что раскрыта путем размещения в ГИРБО, и той, что опубликована на других ресурсах. Срок – 2028 год.

Наконец, чтобы максимально заинтересовать экономических субъектов своевременно представлять в ГИРБО достоверные данные, на 2029 год запланирована разработка законопроекта, который введет в КоАП административную ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО.