Учетная политика-2025: изменения, нюансы и полезные советы
Бухучет
18.11.2024
Поделиться

Учетная политика-2025: изменения, нюансы и полезные советы

Суть учетной политики – решить вопросы бухучета и налогообложения, оставленные на усмотрение экономического субъекта. По ним или есть выбор из предложенных законодателем вариантов, или субъект решает их сам. Для этого ему нужна учетная политика.
Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
293
просмотра

Если говорить формальным языком, учетная политика в бухгалтерском учете и налогообложении – это декларационный документ о принятых компанией решениях по вопросам учета и налога.

Составляют учетную политику на год. За это время меняются как внешние условия – законы и экономическая ситуация, – так и внутренние условия в компании. И в дальнейшем принятые подходы пересматривают и обновляют. Например, учетная политика 2024 года может существенно отличаться от учетной политики 2023 года – из-за появления новых ФСБУ и поправок в НК.

У компаний на ОСН самая содержательная часть учетной политики – та, что раскрывает подходы к налогообложению прибыли и НДС. С 2025 года описание правил по НДС потребуется и при УСН, потому что упрощенцы становятся плательщиками этого налога.

Существует два основных вида учетной политики в зависимости от решаемых в ней вопросов:

  1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета.

    Она реализует механизмы, заложенные в ПБУ и ФСБУ с учетом рекомендаций Фонда «НРБУ «БМЦ».

  2. Учетная политика для целей налогообложения.

    Этот документ реализует возможности, предоставленные НК налогоплательщикам.

В рамках бухгалтерской учетной политики принимают решения в сфере законодательства о бухучете. Для этого анализируют:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ;
  • ПВБУ из приказа Минфина от 29.07.1998 г. № 34н;
  • действующие ПБУ;
  • вступившие в силу ФСБУ;
  • письма Минфина и ФНС по проблемам бухучета;
  • МСФО;
  • рекомендации Фонда «НРБУ «БМЦ».

Налоговая учетная политика не касается бухгалтерских вопросов. И цель налоговой учетной политики – выбрать нужные варианты учета в зависимости от имеющегося набора операций и разработать методики, оставленные полностью на усмотрение субъекта.

Учетная политика для целей налогообложения определяет подходы по:

  • налогообложению прибыли;
  • НДС;
  • имущественным налогам.

Для формирования учетной политики по бухучету нужно разработать и утвердить:

  • общий раздел;
  • рабочий план счетов;
  • формы первичных учетных документов и график документооборота;
  • порядок инвентаризации и оформления ее результатов;
  • методы оценки активов и обязательств, доходов и расходов, включая формирование и использование оценочных резервов;
  • учет расчетов по налогу на прибыль;
  • подходы к составлению бухотчетности;
  • систему внутреннего контроля.

В большинстве случаев в учетной политике МСФО не используются. Но есть моменты, не раскрытые в ФСБУ, и тогда учетная политика без МСФО не будет полной.

Рассмотрим, какие аспекты раскрывают в каждом из указанных разделов учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Общий раздел

В общей части учетной политики основная информация касается:

  • нормативных актов и рекомендаций, на основании которых приняты решения;
  • лица, отвечающего за бухучет;
  • метода и формы ведения бухучета;
  • критерия существенности ошибки.

Как правило, бухучет ведут по журнально-ордерной форме методом двойной записи. А уровень существенности для ошибки устанавливают как 5% от показателя статьи либо подстатьи баланса.

Рабочий план счетов

Обычно при настройке учетной политики рабочий план счетов формируют на основании плана счетов из приказа Минфина от 31.10.2000 г. № 94н и инструкции к нему. Формально он не является нормативным актом и не обязателен к исполнению. Потому в учетной политике счета можно определять, исходя из:

  • операций, которые возникают в работе компании и ее подразделений;
  • требований по раскрытию информации, установленных в ПБУ и ФСБУ.

В то же время Минфин часто дает разъяснения на основании именно плана счетов, утвержденного приказом № 94н. Поэтому не стоит произвольно отказываться от этого документа.

Первичные документы

В учетной политике важно закрыть все вопросы по первичке и регистрам бухучета. Здесь стоит определить:

  • применяется ли унифицированная первичка или ее разрабатывают самостоятельно;
  • применяется ли электронный документооборот (ЭДО) либо первичку формируют на бумаге;
  • применяются ли особенности, предусмотренные п. 9 ФСБУ 27/2021;
  • применяется ли бухгалтерская программа или регистры бухучета формируют на бумаге;
  • как исправляют ошибки в регистрах;
  • кто имеет доступ к первичке и регистрам;
  • кто подписывает первичку и регистры.

Выбранные шаблоны первичных документов оптимально привести в отдельном приложении к учетной политике. Некоторые бланки подлежат согласованию с контрагентами для дальнейшего использования при исполнении договоров. График документооборота также выделяют в отдельное приложение.

Инвентаризация и оформление ее результатов

В соответствии с ПБУ 1/2008 учетная политика определяет, в каких случаях и на основании чего проводят необязательную инвентаризацию. А по обязательным проверкам конкретизируют их сроки и состав проверяемых объектов.

Не менее важно решить вопросы о:

  • членах инвентаризационной комиссии и ее полномочиях;
  • применении дистанционных технологий;
  • порядке оформления и сроках утверждения результатов ревизии.

С 1 апреля 2025 г. проводить инвентаризацию необходимо в соответствии с требованиями нового ФСБУ 28/2023. Оформить подходы к инвентаризации удобно в виде приложения к учетной политике.

Оценка объектов учета

В учетной политике целями бухгалтерского наблюдения являются не все активы, обязательства, расходы и доходы, а только те, что имеются в деятельности компании. В учетной политике основная роль отводится:

  • основным средствам, включая инвестиционную недвижимость и ППА (право пользования активом);
  • нематериальным активам;
  • капитальным вложениям в указанные внеоборотные активы;
  • запасам;
  • финансовым вложениям, включая инвестиции в аренду;
  • оценочным обязательствам, резервам;
  • долгосрочным активам к продаже;
  • денежным средствам и их эквивалентам;
  • дебиторской и кредиторской задолженности;
  • заемным средствам;
  • учету расчетов по налогу на прибыль;
  • статьям капитала.

Например, в части учетной политики по учету ОС устанавливается подход к применению ФСБУ 6/2020, включая лимит стоимости активов, их виды и группы, частоту начисления амортизации, выбор счетов для отражения инвестиционной недвижимости и обесценения ОС и так далее.

Аналогично в части учетной политики по учету запасов выбирают варианты, допустимые по ФСБУ 5/2019, в том числе единицу учета запасов, распределение транспортных расходов (ТЗР), оценку запасов при их выбытии, разделение затрат в стоимости запасов на прямые и косвенные, контроль за наличием специальных средств производства и так далее.

Что касается расходов и доходов, то их классифицируют по категориям – относящиеся к обычным видам деятельности или прочие. В учетной политике доходы в виде арендных и лицензионных платежей, дивидендов можно отнести к каждой из двух категорий – в зависимости от того, какой бизнес считать основным.

Точно так же в учетной политике расходы по предоставлению ценностей в аренду, по выдаче лицензий и связанные с дивидендами можно отнести к любой из двух категорий. Все зависит от основного направления деятельности компании.

Расчеты по налогу на прибыль

При общей системе налогообложения формирование учетной политики не обходится без решений по ПБУ 18/02. Главный выбор – между балансовым методом и методом отсрочки. Этот выбор организация делает сама и настраивает под него свою бухгалтерскую программу.

Составление бухгалтерской отчетности

Нужна ли промежуточная отчетность и как часто ее составлять, компания решает сама. Она же определяет состав подписей на готовой отчетности. А с 2025 года бухгалтерскую отчетность регулирует новый ФСБУ 4/2023.

Как утвердить учетную политику

Для учетной политики форма или бланк законом не установлены. Как правило, документ состоит из нескольких разделов, а объемные вопросы оформляют как приложения к нему. Это касается графика документооборота, порядка инвентаризации, формирования оценочных резервов, расчета оценочных обязательств, системы внутреннего контроля.

По учетной политике требования сводятся к тому, чтобы она была полной и утвержденной.

Ее следует утвердить приказом руководителя фирмы и привести в виде приложения к приказу. А после утверждения следует неоднократное изменение учетной политики.

В учетной политике-2024 изменения уже произошли. На предстоящий год ее придется дополнять и корректировать в связи со вступлением в силу новых федеральных стандартов бухучета: ФСБУ 4/2023 и ФСБУ 28/2023. В учетной политике 2025 года придется уточнить вопросы:

  • объема, формы и подхода к составлению бухгалтерской отчетности (ФСБУ 4/2023);
  • проведения инвентаризации и оформления ее итогов (ФСБУ 28/2023).

В целом нововведения сводятся к следующему. ФСБУ 4/2023 требует в учетной политике 2025 года принять решения о:

  • формах бухгалтерского баланса и отчетов о финрезультатах, об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и формах пояснений – на основе примеров из приложений № 3–8 к ФСБУ 4/2023;
  • составе показателей годовой бухотчетности, исходя из их наличия, в том числе показателей капитала и пояснений к отчетности;
  • составе показателей и подходах к формированию промежуточной отчетности;
  • порядке раскрытия несущественных величин;
  • раскрытии показателей в виде групп;
  • зачете прочих доходов и прочих расходов в отчете о финрезультатах;
  • размещении бухотчетности в виде открытых данных на официальном сайте компании.

ФСБУ 28/2023 предписывает в учетной политике 2025 года не основываться более на методических указаниях из приказа Минфина от 13.06.1995 г. № 49. Вместо этого необходимо принять решения о:

  • применении альтернативных способов инвентаризации, включая фото- и видеофиксацию;
  • формах инвентаризационных документов и составе их показателей;
  • применении унифицированных бланков или бланков, разработанных самостоятельно;
  • доступе к инвентаризационным документам и лицах, уполномоченных подписывать;
  • случаях зачета недостач и излишков;
  • счетах бухучета для отражения итогов ревизии.

По сравнению с учетной политикой-2024 изменения на 2025 год, к примеру, могли произойти в составе возникающих операций. В этом случае учетную политику нужно дополнить решениями применительно к новым направлениям и сферам деятельности в соответствии со всеми ПБУ и ФСБУ.

Чтобы составить учетную политику предприятия, стоит действовать по следующему алгоритму.

Шаг 1. Определить разделы документа в соответствии с составом операций компании.

Например, если компания не владеет нематериальными активами, то нет смысла принимать решения по ФСБУ 14/2022. Но есть минимальный набор обязательных вопросов, которые нужно решить в любом случае.

Шаг 2. Проанализировать учетную политику на 2024 год на предмет нововведений.

Проще взять за основу образец, по которому составлялись учетные политики прошлых лет, и скорректировать его в соответствии с актуальными стандартами – по составу разделов и по их содержанию.

Если документ составляется впервые на 2025 год, данный этап придется пропустить.

Шаг 3. Выявить в каждом разделе вопросы, требующие решений.

Как правило, примеры учетных политик структурированы по видам ПБУ и ФСБУ, которые регулируют разные виды активов, обязательств, расходов и доходов. Каждый такой стандарт содержит:

  • положения, подразумевающие варианты выбора;
  • необязательные положения;
  • неурегулированные вопросы.

И цели учетной политики – принять все решения, связанные с имеющимися операциями, и закрепить решения в соответствующих разделах.

Шаг 4. Принять решения по аспектам, выявленным на шаге 3.

В ФСБУ или ПБУ учетная политика в готовом виде не закреплена. Там есть лишь заготовки для решений, принять которые нужно руководителю и бухгалтеру.

Шаг 5. Оформить принятые решения письменно в составе учетной политики.

В каждой организации по учетной политике образец будет разным. Единого шаблона для нее нет. Это связано с разным набором операций у каждой компании и разными решениями по одним и тем же вопросам.

Шаг 6. Утвердить документ приказом руководителя.

Оформляют приказ об учетной политике в свободной форме и за подписью генерального директора. Саму учетную политику вместе с приложениями к ней можно оформить как составную часть приказа.

Распространенные ошибки учетной политики – это устаревшие сведения, взятые из документов прошлых лет, необновленные или неудаленные. Следим внимательно за поправками!

В зависимости от того, что прописано в учетной политике, ошибки могут быть допущены по существу. Например, одно положение документа может противоречить другому, а счет или субсчет, указанный в документе, – отсутствовать в рабочем плане счетов. Простой, но действенный совет – проверяйте политику после составления максимально тщательно.

Отдельные недочеты так или иначе выявляются в процессе работы. Бухгалтерская программа может выполнять операции по алгоритму, не совпадающему с учетной политикой, или по иному варианту.

Вносить изменения в учетную политику в течение налогового периода можно только в трех случаях: изменилось законодательство РФ, нормативно-правовые акты по бухучету; разработаны новые способы ведения бухучета, которые повысят качество информации об объекте бухучета; существенно изменились условия хозяйствования (в связи с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.). Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не связано с причиной такого изменения.
Единого стандарта нет. Состав разделов зависит от наличия конкретных видов активов, обязательств, расходов и доходов. Но есть общепринятая структура, включающая в себя общий раздел и остальные разделы, коррелирующие с действующими ПБУ и ФСБУ.
В ней важно принять решения по налогу с прибыли, НДС, на имущество, транспортному и земельному платежам. По налогу на прибыль важно определиться с косвенными и прямыми расходами, налоговыми регистрами, отчетным периодом, порядком признания имеющихся расходов и доходов. По НДС наиболее важен раздельный учет.
Важнейшее нововведение – появление НДС при работе на УСН. Теперь упрощенцам, не освобожденным от обязанностей налогоплательщиков НДС, впервые понадобится принимать и оформлять решения по НДС.