
Учетная политика-2025: изменения, нюансы и полезные советы

Если говорить формальным языком, учетная политика в бухгалтерском учете и налогообложении – это декларационный документ о принятых компанией решениях по вопросам учета и налога.
Составляют учетную политику на год. За это время меняются как внешние условия – законы и экономическая ситуация, – так и внутренние условия в компании. И в дальнейшем принятые подходы пересматривают и обновляют. Например, учетная политика 2024 года может существенно отличаться от учетной политики 2023 года – из-за появления новых ФСБУ и поправок в НК.
У компаний на ОСН самая содержательная часть учетной политики – та, что раскрывает подходы к налогообложению прибыли и НДС. С 2025 года описание правил по НДС потребуется и при УСН, потому что упрощенцы становятся плательщиками этого налога.
Виды учетной политики
Существует два основных вида учетной политики в зависимости от решаемых в ней вопросов:
Учетная политика для целей бухгалтерского учета.
Она реализует механизмы, заложенные в ПБУ и ФСБУ с учетом рекомендаций Фонда «НРБУ «БМЦ».
Учетная политика для целей налогообложения.
Этот документ реализует возможности, предоставленные НК налогоплательщикам.
В рамках бухгалтерской учетной политики принимают решения в сфере законодательства о бухучете. Для этого анализируют:
-
Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ;
-
ПВБУ из приказа Минфина от 29.07.1998 г. № 34н;
-
действующие ПБУ;
-
вступившие в силу ФСБУ;
-
письма Минфина и ФНС по проблемам бухучета;
-
МСФО;
-
рекомендации Фонда «НРБУ «БМЦ».
Налоговая учетная политика не касается бухгалтерских вопросов. И цель налоговой учетной политики – выбрать нужные варианты учета в зависимости от имеющегося набора операций и разработать методики, оставленные полностью на усмотрение субъекта.
Учетная политика для целей налогообложения определяет подходы по:
-
налогообложению прибыли;
-
НДС;
-
имущественным налогам.
Основные разделы учетной политики
Для формирования учетной политики по бухучету нужно разработать и утвердить:
-
общий раздел;
-
рабочий план счетов;
-
формы первичных учетных документов и график документооборота;
-
порядок инвентаризации и оформления ее результатов;
-
методы оценки активов и обязательств, доходов и расходов, включая формирование и использование оценочных резервов;
-
учет расчетов по налогу на прибыль;
-
подходы к составлению бухотчетности;
-
систему внутреннего контроля.
В большинстве случаев в учетной политике МСФО не используются. Но есть моменты, не раскрытые в ФСБУ, и тогда учетная политика без МСФО не будет полной.
Рассмотрим, какие аспекты раскрывают в каждом из указанных разделов учетной политики для целей бухгалтерского учета.
Общий раздел
В общей части учетной политики основная информация касается:
-
нормативных актов и рекомендаций, на основании которых приняты решения;
-
лица, отвечающего за бухучет;
-
метода и формы ведения бухучета;
-
критерия существенности ошибки.
Как правило, бухучет ведут по журнально-ордерной форме методом двойной записи. А уровень существенности для ошибки устанавливают как 5% от показателя статьи либо подстатьи баланса.
Рабочий план счетов
Обычно при настройке учетной политики рабочий план счетов формируют на основании плана счетов из приказа Минфина от 31.10.2000 г. № 94н и инструкции к нему. Формально он не является нормативным актом и не обязателен к исполнению. Потому в учетной политике счета можно определять, исходя из:
-
операций, которые возникают в работе компании и ее подразделений;
-
требований по раскрытию информации, установленных в ПБУ и ФСБУ.
В то же время Минфин часто дает разъяснения на основании именно плана счетов, утвержденного приказом № 94н. Поэтому не стоит произвольно отказываться от этого документа.
Первичные документы
В учетной политике важно закрыть все вопросы по первичке и регистрам бухучета. Здесь стоит определить:
-
применяется ли унифицированная первичка или ее разрабатывают самостоятельно;
-
применяется ли электронный документооборот (ЭДО) либо первичку формируют на бумаге;
-
применяются ли особенности, предусмотренные п. 9 ФСБУ 27/2021;
-
применяется ли бухгалтерская программа или регистры бухучета формируют на бумаге;
-
как исправляют ошибки в регистрах;
-
кто имеет доступ к первичке и регистрам;
-
кто подписывает первичку и регистры.
Выбранные шаблоны первичных документов оптимально привести в отдельном приложении к учетной политике. Некоторые бланки подлежат согласованию с контрагентами для дальнейшего использования при исполнении договоров. График документооборота также выделяют в отдельное приложение.
Инвентаризация и оформление ее результатов
В соответствии с ПБУ 1/2008 учетная политика определяет, в каких случаях и на основании чего проводят необязательную инвентаризацию. А по обязательным проверкам конкретизируют их сроки и состав проверяемых объектов.
Не менее важно решить вопросы о:
-
членах инвентаризационной комиссии и ее полномочиях;
-
применении дистанционных технологий;
-
порядке оформления и сроках утверждения результатов ревизии.
Оценка объектов учета
В учетной политике целями бухгалтерского наблюдения являются не все активы, обязательства, расходы и доходы, а только те, что имеются в деятельности компании. В учетной политике основная роль отводится:
-
основным средствам, включая инвестиционную недвижимость и ППА (право пользования активом);
-
нематериальным активам;
-
капитальным вложениям в указанные внеоборотные активы;
-
запасам;
-
финансовым вложениям, включая инвестиции в аренду;
-
оценочным обязательствам, резервам;
-
долгосрочным активам к продаже;
-
денежным средствам и их эквивалентам;
-
дебиторской и кредиторской задолженности;
-
заемным средствам;
-
учету расчетов по налогу на прибыль;
-
статьям капитала.
Например, в части учетной политики по учету ОС устанавливается подход к применению ФСБУ 6/2020, включая лимит стоимости активов, их виды и группы, частоту начисления амортизации, выбор счетов для отражения инвестиционной недвижимости и обесценения ОС и так далее.
Аналогично в части учетной политики по учету запасов выбирают варианты, допустимые по ФСБУ 5/2019, в том числе единицу учета запасов, распределение транспортных расходов (ТЗР), оценку запасов при их выбытии, разделение затрат в стоимости запасов на прямые и косвенные, контроль за наличием специальных средств производства и так далее.
Что касается расходов и доходов, то их классифицируют по категориям – относящиеся к обычным видам деятельности или прочие. В учетной политике доходы в виде арендных и лицензионных платежей, дивидендов можно отнести к каждой из двух категорий – в зависимости от того, какой бизнес считать основным.
Точно так же в учетной политике расходы по предоставлению ценностей в аренду, по выдаче лицензий и связанные с дивидендами можно отнести к любой из двух категорий. Все зависит от основного направления деятельности компании.
Расчеты по налогу на прибыль
При общей системе налогообложения формирование учетной политики не обходится без решений по ПБУ 18/02. Главный выбор – между балансовым методом и методом отсрочки. Этот выбор организация делает сама и настраивает под него свою бухгалтерскую программу.
Составление бухгалтерской отчетности
Нужна ли промежуточная отчетность и как часто ее составлять, компания решает сама. Она же определяет состав подписей на готовой отчетности. А с 2025 года бухгалтерскую отчетность регулирует новый ФСБУ 4/2023.
Как утвердить учетную политику
Для учетной политики форма или бланк законом не установлены. Как правило, документ состоит из нескольких разделов, а объемные вопросы оформляют как приложения к нему. Это касается графика документооборота, порядка инвентаризации, формирования оценочных резервов, расчета оценочных обязательств, системы внутреннего контроля.
По учетной политике требования сводятся к тому, чтобы она была полной и утвержденной.
Ее следует утвердить приказом руководителя фирмы и привести в виде приложения к приказу. А после утверждения следует неоднократное изменение учетной политики.
Изменения в учетной политике в 2025 году
В учетной политике-2024 изменения уже произошли. На предстоящий год ее придется дополнять и корректировать в связи со вступлением в силу новых федеральных стандартов бухучета: ФСБУ 4/2023 и ФСБУ 28/2023. В учетной политике 2025 года придется уточнить вопросы:
-
объема, формы и подхода к составлению бухгалтерской отчетности (ФСБУ 4/2023);
-
проведения инвентаризации и оформления ее итогов (ФСБУ 28/2023).
В целом нововведения сводятся к следующему. ФСБУ 4/2023 требует в учетной политике 2025 года принять решения о:
-
формах бухгалтерского баланса и отчетов о финрезультатах, об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и формах пояснений – на основе примеров из приложений № 3–8 к ФСБУ 4/2023;
-
составе показателей годовой бухотчетности, исходя из их наличия, в том числе показателей капитала и пояснений к отчетности;
-
составе показателей и подходах к формированию промежуточной отчетности;
-
порядке раскрытия несущественных величин;
-
раскрытии показателей в виде групп;
-
зачете прочих доходов и прочих расходов в отчете о финрезультатах;
-
размещении бухотчетности в виде открытых данных на официальном сайте компании.
ФСБУ 28/2023 предписывает в учетной политике 2025 года не основываться более на методических указаниях из приказа Минфина от 13.06.1995 г. № 49. Вместо этого необходимо принять решения о:
-
применении альтернативных способов инвентаризации, включая фото- и видеофиксацию;
-
формах инвентаризационных документов и составе их показателей;
-
применении унифицированных бланков или бланков, разработанных самостоятельно;
-
доступе к инвентаризационным документам и лицах, уполномоченных подписывать;
-
случаях зачета недостач и излишков;
-
счетах бухучета для отражения итогов ревизии.
По сравнению с учетной политикой-2024 изменения на 2025 год, к примеру, могли произойти в составе возникающих операций. В этом случае учетную политику нужно дополнить решениями применительно к новым направлениям и сферам деятельности в соответствии со всеми ПБУ и ФСБУ.
Как составить учетную политику на 2025 год?
Чтобы составить учетную политику предприятия, стоит действовать по следующему алгоритму.
Шаг 1. Определить разделы документа в соответствии с составом операций компании.
Например, если компания не владеет нематериальными активами, то нет смысла принимать решения по ФСБУ 14/2022. Но есть минимальный набор обязательных вопросов, которые нужно решить в любом случае.
Шаг 2. Проанализировать учетную политику на 2024 год на предмет нововведений.
Проще взять за основу образец, по которому составлялись учетные политики прошлых лет, и скорректировать его в соответствии с актуальными стандартами – по составу разделов и по их содержанию.
Если документ составляется впервые на 2025 год, данный этап придется пропустить.
Шаг 3. Выявить в каждом разделе вопросы, требующие решений.
Как правило, примеры учетных политик структурированы по видам ПБУ и ФСБУ, которые регулируют разные виды активов, обязательств, расходов и доходов. Каждый такой стандарт содержит:
-
положения, подразумевающие варианты выбора;
-
необязательные положения;
-
неурегулированные вопросы.
И цели учетной политики – принять все решения, связанные с имеющимися операциями, и закрепить решения в соответствующих разделах.
Шаг 4. Принять решения по аспектам, выявленным на шаге 3.
В ФСБУ или ПБУ учетная политика в готовом виде не закреплена. Там есть лишь заготовки для решений, принять которые нужно руководителю и бухгалтеру.
Шаг 5. Оформить принятые решения письменно в составе учетной политики.
В каждой организации по учетной политике образец будет разным. Единого шаблона для нее нет. Это связано с разным набором операций у каждой компании и разными решениями по одним и тем же вопросам.
Шаг 6. Утвердить документ приказом руководителя.
Оформляют приказ об учетной политике в свободной форме и за подписью генерального директора. Саму учетную политику вместе с приложениями к ней можно оформить как составную часть приказа.
Типичные ошибки при формировании учетной политики
Распространенные ошибки учетной политики – это устаревшие сведения, взятые из документов прошлых лет, необновленные или неудаленные. Следим внимательно за поправками!
В зависимости от того, что прописано в учетной политике, ошибки могут быть допущены по существу. Например, одно положение документа может противоречить другому, а счет или субсчет, указанный в документе, – отсутствовать в рабочем плане счетов. Простой, но действенный совет – проверяйте политику после составления максимально тщательно.
Отдельные недочеты так или иначе выявляются в процессе работы. Бухгалтерская программа может выполнять операции по алгоритму, не совпадающему с учетной политикой, или по иному варианту.