Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок действий ИФНС
Проверки
14.01.2025
Поделиться

Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок действий ИФНС

Налоговые органы регулярно проводят камеральные проверки. Никаких решений для начала этого вида проверок не требуется, поскольку ИФНС на своей территории исследует декларации, расчеты, иные документы, представленные в установленные сроки.

Разберем, как проходят камералки в 2025 году, как подсчитываются сроки проведения, каковы порядок действий налоговиков, требования к оформлению результатов и т.п.

Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
83
просмотра

Камеральная проверка – это проверка представленных деклараций, расчетов на соответствие контрольным соотношениям. Также налоговики сопоставляют данные, представленные налогоплательщиком, с данными из другой его отчетности и отчетности его контрагентов. При выявлении несоответствий истребуются дополнительные документы, пояснения.

Камеральная проверка проводится на территории ИФНС, без выезда к налогоплательщику (п. 1 ст. 88 НК). Проводя камералку, налоговики руководствуются не только ст. 88 НК, которая полностью посвящена этому виду проверок, но и ведомственными рекомендациями (тут можно скачать письмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, в котором они даны), а также разъясняющими письмами Минфина, ФНС (см., например, письма ФНС от 10.07.2024 № ЕА-4-15/7806, от 12.07.2024 № ЕА-2-15/10152, Минфина от 23.01.2023 № 03-13-05/4481 и т.п.).

Налогоплательщик может и не знать о том, что в отношении него проводится углубленная камеральная проверка, пока налоговый орган не запросит пояснения, не потребует представить документы и т.п. Поэтому к камеральной проверке надо быть готовым всегда.

Как уже было сказано выше, для начала камеральной проверки не требуется чьего-либо решения. В большинстве случаев основанием является сам факт представления первичной и уточненной декларации (расчета). Есть и исключения. В частности, камералку не проводят в отношении:

  • спецдеклараций, поданных по программе амнистии капиталов;
  • деклараций (расчетов) за периоды налогового мониторинга (по общему правилу);
  • скончавшегося ИП (или признанного умершим).

В связи с внедрением автоматизированных методов проверок каждая декларация (расчет) сначала проходит автоматизированный контроль (без участия человека), и лишь при обнаружении каких-либо несоответствий, расхождений к проверке подключается инспектор.

Основаниями для углубленной проверки станут обстоятельства, перечисленные в пп. 3, 6, 8–9, 12 ст. 88 НК, в т.ч. заявленные льготы, возмещение НДС.

Налоговики наделены правом проводить достаточно много мероприятий налогового контроля, хотя пользуются этим не так часто, как при выездной проверке. Опыт показывает, что чаще всего при камералке:

  • истребуют документы (в определенных случаях, см. ст. 88 НК);
  • организовывают встречную проверку, запрашивая документы и сведения у деловых партнеров, третьих лиц (ст. 93.1 НК);
  • вызывают представителя проверяемого лица в ИФНС, запрашивают пояснения (п. 1 ст. 31, пп. 3, 6, 8.8 ст. 88 НК).
Редко, но бывает, что и при камералке проводится осмотр помещений, территорий, документов, предметов – только в случаях, прямо указанных в НК (подп. 2 п. 1 ст. 92, пп. 8, 8.1, 8.9 ст. 88 НК). Например, если в проверяемой НДС-декларации заявлено возмещение этого налога. Для осмотра необходимо вынесение мотивированного постановления должностного лица, утвержденного руководителем налогового органа (ст. 92 НК).

Общий срок – три месяца со дня представления декларации (расчета), для иностранного бизнеса этот срок может составлять и полгода (абз. 1 п. 2 ст. 88 НК).

Законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ дополнены правила проведения камеральных проверок в отношении единой (упрощенной) декларации. С 01.01.2025 камералки по таким декларациям должны проводиться в течение трех месяцев за налоговые периоды истекшего календарного года начиная с 1 февраля следующего календарного года. Ранее такие правила не были установлены отдельно.

Срок проверки НДС-деклараций – два месяца со дня подачи декларации (п. 2 ст. 88 НК). В рамках пилотного проекта по сокращению сроков камералок по НДС при соблюдении ряда условий срок может быть урезан до одного месяца (см. письмо ФНС от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129, письмо от 24.02.2021 № СД-17-15/63@).

По общему правилу срок камералки не продлевается. Однако в отношении декларации по НДС, представленной российским налогоплательщиком, возможно продление на месяц, т.е. проверка будет идти не два, а три месяца. Продление возможно, если есть признаки, указывающие на возможное нарушение закона (п. 2 ст. 88 НК).

Срок камералки начинает исчисляться со следующего дня после дня подачи декларации, расчета (ст. 6.1, 88 НК), но если день отправки и день получения ИФНС не совпадают, то срок исчисляют с даты получения налоговым органом. Это логично, поскольку нельзя начать камералку до того, как получено то, что надо проверять. Поэтому при составлении итоговых актов проверяющие определяют как дату начала камералки день поступления декларации (расчета) в ИФНС. На корректность такого подхода указывал, в частности, Минфин, а также и ФНС (п. 2.2 письма от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Датой окончания камералки по общему правилу считается соответствующее число три месяца спустя. Например, если декларация получена 22 июля, то последний день камеральной проверки – 22 октября. Если он выпадает на выходной (нерабочий) день, то происходит перенос на ближайший рабочий день по правилам ст. 6.1 НК.

Если в месяце, на который приходится окончание проверки, нет соответствующего числа, то датой окончания станет последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК).

Нередко спрашивают: можно ли добиться отмены решения по камералке, если нарушен срок ее проведения? Ответ: если нет других существенных нарушений процедуры, то нет, формальный пропуск срока не является безусловным нарушением процедуры проверки (п. 14 ст. 101 НК, определение ВС от 21.08.2019 № 309-ЭС19-13355 по делу № А50-24146/2018).

Однако если у вас есть возражения по существу проверки, то, излагая их, обязательно укажите и на нарушение сроков.

В отличие от выездной проверки (п. 9 ст. 89 НК), приостановление камеральной проверки невозможно. Однако дополнительные мероприятия налогового контроля – истребование документов, допрос свидетелей, назначение экспертизы – могут быть назначены и по окончании проверки (если при рассмотрении ее материалов у налоговиков недостаточно доказательств добросовестности налогоплательщика или, напротив, нарушения им налогового законодательства, п. 6 ст. 101 НК).

Подача документов вместе с декларацией обязательна в определенных случаях, например, при:

  • подтверждении экспортером права на применение ставки 0% НДС (п. 10 ст. 165 НК);
  • зачете уплаты налога на имущество за пределами России (ст. 386.1 НК).

Если налогоплательщик не подаст с отчетностью необходимые документы, налоговики вправе их истребовать.

При камералке ИФНС не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК вообще (п. 7 ст. 88 НК). Добровольно налогоплательщик может подать любые документы при проверке любой отчетности.

Это, в частности, права на:

  • проверку в рамках представленной отчетности;
  • сообщение о выявленных в ходе камералки ошибках;
  • представление пояснений;
  • подачу в ходе камералки уточненной налоговой декларации (расчета);
  • соблюдение правил проведения мероприятий налогового контроля;
  • соблюдение срока проведения камералки;
  • получение акта проверки, оформленного по результатам камералки;
  • ознакомление с материалами камералки;
  • подачу письменных возражений на акт проверки;
  • обжалование решения, вынесенного по итогам камералки, и т.п.

Если нарушений не выявлено, то результаты камералки никак не оформляются, акты, справки, иные документы не составляются (по смыслу ст. 88 и 100 НК).

Если проверяющие выявили нарушения, то в течение 10 рабочих дней по окончании камералки составляется акт, который вручается налогоплательщику не позднее пяти рабочих дней с даты составления (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК).

В течение месяца после его получения налогоплательщик вправе представить свои возражения (ст. 6.1, п. 5 ст. 88, пп. 1, 6 ст. 100 НК), после чего ИФНС, как правило, выносит окончательное решение.

Как составить возражения по акту камеральной проверки?

Возражения к акту налоговой проверки можно оформлять в любом удобном формате. Также доступна специальная форма – информация ФНС от 25.04.2018.

В самом возражении важно указать, с какими пунктами акта конкретно вы не согласны, и обосновать свою позицию, ссылаясь на документы (приложения к возражению). Если ваше мнение поддерживается письмами от Минфина, ФНС или судебной практикой, обязательно упомяните об этом.

В течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика и вынести окончательное решение или о привлечении, или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик уверен в своей правоте, то остается лишь идти по пути судебного обжалования.

Итак, чтобы всегда быть готовым к камеральной проверке, надо правильно оформлять все необходимые документы, оставляя себе копии, проверять полномочия подписантов, использовать ЭДО, а также электронные сервисы ФНС. В общем, работать так, чтобы даже у самого требовательного инспектора не нашлось к чему придраться.