Вопрос: ООО просит разъяснить правильность понимания нормы Российского законодательства в части применения норм, отраженных в Налоговом кодексе Российской Федерации.
1. В соответствии с пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации операции по оказанию услуг общественного питания через объекты общественного питания при выполнении ряда условий. Одним из условий является размер среднемесячных выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, который должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с классификатором видом экономической деятельности. Информация о размере среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации по указанному виду экономической деятельности размещается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, в единой межведомственной информационно-статистической системе, доступ к которой осуществляется через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Согласно Единому государственному реестру юридических лиц основной вид деятельности ООО - Деятельность рестораном и услуги по доставке продуктов питания (ОКВЭД 56.10). Данный ОКВЭД является подклассом класса 56.
В единой межведомственной информационно-статической системе также класс 56 подразделяется на 3 подкласса:
1) деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов;
2) деятельность предприятий общественного питания по обслуживанию торжественных мероприятий и прочим видам организации питания;
3) подача напитков.
При этом согласно данной системе среднемесячная начисленная заработная плата очень сильно разнится между подклассами. Так, например, за январь 2024 года среднемесячная заработная плата составляла:
- по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" в целом - 43 401,90 руб.:
- по подклассу "деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов" - 19 660,10 руб.
- по подклассу "деятельность предприятий общественного питания по обслуживанию торжественных мероприятий и прочим видам организации питания" - 58 613,00 руб.;
- по подклассу "подача напитков" - 34 855,60 руб.
При принятии решения о применении льготы согласно пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ по каким из приведенных данных организация и налоговый орган при проверке должны ориентироваться и сравнивать начисленную заработную плату в организации с данными в целом по классу 56, или по подклассу 56 "деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов"?
2. Также просим уточнить, имеет ли право организация с 01.01.2025 года при применении льготы согласно пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ по дополнительным видам деятельности (отличным от "деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов") применять ставки НДС 5% и 7%?
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, и по вопросам применения с 1 января 2025 года налога на добавленную стоимость организацией общественного питания, применяющей упрощенную систему налогообложения, а также определения указанной организацией среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц (далее соответственно - НДС, УСН), сообщает следующее.
Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс) с 1 января 2025 года организации, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС.
В связи с этим НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), осуществляемым указанными организациями с 1 января 2025 года, будет исчисляться ими в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
Так, на основании положений главы 21 Кодекса с 1 января 2025 года организация, применяющая УСН, будет исполнять обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у указанной организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Кодексом, превысит в совокупности 60 млн рублей.
Таким образом, с 1 января 2025 года организация, применяющая УСН, у которой за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, сумма доходов превысит в совокупности 60 млн рублей, при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса, будет применять налоговые ставки в размере 0, 10 или 20 процентов, либо налоговую ставку в размере 5 или 7 процентов, если организацией будет принято решение о применении такой налоговой ставки. Также в случае осуществления указанной организацией операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, поименованных в пункте 2 статьи 146 и статье 149 Кодекса, такие операции не будут облагаться НДС.
Что касается услуг общественного питания, оказываемых с 1 января 2025 года вышеуказанной организацией, то согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются услуги общественного питания, оказываемые организациями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания, оказываемые вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении условий, установленных данным подпунктом, в том числе условия о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц.
Согласно абзацу восьмому подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса за календарный год, предшествующий году, в котором организацией применяется освобождение от налогообложения НДС, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных ею в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от НДС, в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговый орган которого представлен расчет по страховым взносам за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от НДС, по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Информация о размере среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации по указанному виду экономической деятельности размещается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, в единой межведомственной информационно-статистической системе, доступ к которой осуществляется через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
В отношении сравнения среднемесячного размера выплат и вознаграждений с аналогичным показателем по субъекту Российской Федерации по виду экономической деятельности по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с ОКВЭД отмечаем, что поскольку положения подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса не содержат указание на сравнение с показателем по подклассам 56.1, 56.2, 56.3 класса 56, размещенным на сайте Росстата, применяется сравнение по классу 56 в целом независимо от того, какой подкласс класса 56 указан в ЕГРЮЛ организации.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | Н.А. Кузьмина |