Наставничество с 1 марта 2025 г. закреплено в ТК. Как оформлять: образцы документов
Кадры
15.04.2025
Поделиться

Наставничество с 1 марта 2025 г. закреплено в ТК. Как оформлять: образцы документов

Наставничество – эффективный метод профессионального развития. И теперь оно прописано в Трудовом кодексе. Смотрите в статье пошаговую инструкцию, образцы документов и оценивайте, нужны ли наставники вашей молодежи.

Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
59
просмотров

Наставничество – большое благо для молодых сотрудников и для руководства. Но в ТК оно закреплено только в самом общем виде. Основная часть проблем оставлена на откуп работодателю, и решить их не так-то просто. Поэтому расскажем, в чем польза наставничества и как внедрить его правильно.

В рамках трудовых отношений наставничество – это исполнение трудовых обязанностей по оказанию помощи другому сотруднику в овладении навыками работы по получаемой или полученной специальности либо профессии (ч. 1 ст. 351.8 ТК). Смысл состоит в том, что во время работы наставляемый тесно взаимодействует с наставником и тем самым совмещает выполнение своих заданий с профессиональным развитием.

Наставничество как вид трудовых обязанностей закреплено в гл. 55 ТК с 1 марта 2025 г. в соответствии с Федеральным законом от 09.11.2024 № 381-ФЗ. До этого оно присутствовало в отраслевых и профильных нормативных актах.

Например, водитель-наставник уже давно руководит испытанием других водителей, и требования к нему установлены п. 10 порядка из приказа Минтранса от 29.07.2020 № 264. В аудиторских компаниях партнеры и старшие члены аудиторской группы являются наставниками менее опытных сотрудников (пп. 65-67 приложения № 2 к Концепции качества аудита). На государственной службе институт наставничества действует много лет (положение из постановления Правительства от 07.10.2019 № 1296, письмо Минтруда от 28.05.2020 № 18-4/10/П-4994).

И вот теперь эта тема касается всех работодателей, хотя и является обязательной только для некоторых из них.

Наставническую работу важно отличать от других методов профессионального развития, в том числе от стажировки и дополнительного образования. В отличие от наставничества, направленного на овладение сотрудником навыками работы по новой для него специальности или профессии, стажировка:

  • или проводится для обеспечения безопасных условий и охраны труда, в частности при выполнении работ повышенной опасности (ч. 3 ст. 214, ч. 1 ст. 215, ч. 2 ст. 219 ТК, подп. «б» п. 4 правил из постановления Правительства от 24.12.2021 № 2464);
  • или является одной из форм дополнительного профобразования и оформляется срочным трудовым договором (ч. 1 ст. 59 ТК).

Критерием наставничества является оказание другому сотруднику помощи в овладении навыками работы на производстве и/или рабочем месте по полученной/получаемой им профессии/специальности. Не является наставничеством, например, предоставление новичкам документов на ознакомление, так как при этом не происходит овладения навыками работы.

Особенности трудовых отношений с наставником определяет ст. 351.8 ТК. Однако многое оставлено на усмотрение сторон. К примеру, работодатель вправе приравнять к наставнику работника, ответственного за проведение стажировок на рабочих местах. А стажировку можно дополнить любой из форм наставничества.

Наставничество – один из способов адаптации и профессионального становления молодых специалистов, имеющий преимущества перед другими способами профессионального развития. Оно позволяет молодым специалистам научиться решать практические задачи по новой для них специальности или профессии, что невозможно обеспечить в рамках иных способов профразвития.

В идеале наставник обязан своим личным примером формировать ценностные установки и правила поведения у новичков и ориентировать их на честное, добросовестное и профессиональное отношение к своим обязанностям. В результате возникает модель взаимных отношений, команда «наставник – наставляемый», некорректность функционирования которой чревата печальными последствиями как для работодателя, так и для молодых специалистов.

Вот почему важно не ограничиваться формальными мерами и оформлением бумаг, а действительно обеспечить необходимые условия для наставнической работы. В этом случае наставничество позволит:

  • повысить информированность молодых специалистов о целях и задачах работодателя;
  • ускорить процесс их адаптации в коллективе и к должностным обязанностям;
  • научить их самостоятельно, качественно и вовремя исполнять обязанности;
  • повысить их мотивацию к долгосрочной и эффективной занятости.

Наставничество ускоряет профессиональное развитие не только самих наставляемых, но и трудового коллектива в целом. Оно позволяет повысить:

  • степень вовлеченности и мотивацию всех работников и, как следствие, результативность их труда;
  • уровень взаимопонимания между ними;
  • удовлетворенность условиями труда в компании или у ИП.

Институт наставничества – это не просто помощь новичкам в освоении новой специальности или профессии, а – при должном уровне внедрения – еще и инструмент кадровой политики. Он позволяет:

  • стабилизировать кадровый состав и снизить текучесть кадров;
  • обеспечить преемственность специальных профессиональных знаний;
  • сохранить морально-этический климат в коллективе;
  • повысить уровень корпоративной и профессиональной культуры.

Формирование и поддержание дружелюбной среды в коллективе, в свою очередь, снижает издержки работодателя на достижение поставленных целей.

ТК не ограничивает круг лиц, которые могут стать наставниками. Есть только два обязательных требования. Наставником новичка должен быть другой сотрудник того же работодателя, который дал письменное согласие исполнять эти обязанности. В противном случае назначение будет противоречить трудовому законодательству.

В отраслевой практике сформированы дополнительные критерии для выбора наставника. Выбирать его желательно, исходя из:

  • потребностей молодого специалиста в профессиональных умениях и знаниях;
  • личных и профессиональных качеств потенциального наставника;
  • его психологической совместимости с наставляемым;
  • его должности;
  • разницы в возрасте, которая в идеале не должна превышать 15 лет.

С учетом всех критериев выбор может пасть как на сотрудника из числа наиболее опытных, авторитетных и результативных, так и на лицо с незначительным трудовым стажем, но имеющее профессиональные умения и знания и способное делиться ими с новичками. Главное, чтобы потенциальный кандидат:

  • в полной мере разделял ценности работодателя;
  • стремился проявить себя в наставничестве;
  • был способен передавать профессиональный опыт и мастерство;
  • пользовался авторитетом у коллег;
  • мог искренне порадоваться за молодого специалиста и замотивировать его на достижение успехов.

Статус работника в качестве наставника закрепляют в трудовом договоре, если решение принято при трудоустройстве, или в дополнительном соглашении, если решение принято уже в процессе работы (ч. 2 ст. 351.8 ТК). Чтобы внедрить наставническую деятельность, работодателю важно определиться с:

  • содержанием и формами наставничества – временной или постоянной;
  • объемом этой работы;
  • размерами и условиями ее оплаты;
  • ее сроком для конкретной команды.

Указанные моменты должны быть обязательно прописаны в трудовом договоре или в допсоглашении к нему. Кроме того, размеры и условия доплат при временном наставничестве желательно систематизировать в локальном нормативном акте работодателя (ч. 3 ст. 60.2, чч. 4, 5 ст. 351.8 ТК). В любом случае условия по доплате должны соответствовать отраслевым и иным нормативным актам о дополнительной работе (при их наличии в соответствующей сфере деятельности).

На сайте есть статья о том, как правильно составить трудовой договор – со ссылками на НПА, примерами формулировок и шаблоном, который можно взять за основу для применения в работе.

Как составить трудовой договор

Содержание наставничества

Под содержанием наставничества можно понимать функции наставника, коррелирующие с функциями наставляемого. Но в любом случае стороны наделяются определенными правами и исполняют определенные обязанности. Подробнее об этом – в таблице.

Таблица. Права и обязанности участников

Участник команды Права Обязанности
Наставник
  • Дает рекомендации;
  • контролирует сроки исполнения обязанностей новичком;
  • разрабатывает индивидуальный план мероприятий для новичка (при необходимости);
  • обсуждает деятельность новичка с его непосредственным руководителем
  • Знакомит новичка с условиями работы;
  • дает ему рекомендации по исполнению обязанностей;
  • устраняет его ошибки и содействует в их устранении;
  • передает мастерство и опыт;
  • демонстрирует и разъясняет наиболее рациональные способы работы;
  • предоставляет консультативно-методологическую помощь при обращении за советом
Наставляемый
  • Обращается за профессиональными советами;
  • обсуждает наставнические вопросы со своим непосредственным начальником;
  • при необходимости ходатайствует о замене наставника
  • Выполняет поручения своего руководителя с учетом рекомендаций наставника;
  • усваивает переданный опыт;
  • обучается решать поставленные задачи на практике;
  • учитывает полученные рекомендации;
  • выполняет индивидуальный план мероприятий (при его наличии)

Фактический объем задач зависит от срока наставничества, типа заданий у молодого специалиста и его прогресса в процессе адаптации. Объем задач, в свою очередь, влияет на размер платы за наставничество.

Для большей определенности наставнику в координации с непосредственным руководителем наставляемого стоит составить индивидуальный план мероприятий на весь период наставничества, начиная с представления новенького коллективу и заканчивая оценкой результатов работы их тандема. Стандартной формы подобного плана нет, можно разработать ее самостоятельно или скачать готовый бланк из этой статьи.

Бланк индивидуального плана мероприятий по наставничеству

Формы наставничества

Наставничество существует в различных формах, включая:

  • инструктаж – конкретные указания с предоставлением алгоритма работы;
  • объяснение – обоснование, почему тот или иной способ более правильный;
  • демонстрацию – способ формирования компетенций у наставляемого.

У каждой из форм есть свои плюсы и минусы, и каждую из них нужно подбирать и применять в зависимости от свойств личности молодого специалиста и степени его адаптации.

Пример. Ведущий эксперт Симэнь исполняет наставнические обязанности в отношении молодых специалистов Пака и Нама. Пак работает третий день и выполняет только простые поручения. Нам трудится шестой месяц и бьется над творческой задачей.

Симэнь достигнет максимального результата, если проведет с Паком инструктаж, а для Нама организует демонстрацию. Инструктаж поможет Паку выработать базовые умения, а Нам после демонстрации сможет прийти к нестандартному решению.

Есть и другие инструменты для исполнения наставнических обязанностей. Подробнее о них – в таблице.

Таблица. Наставнический инструментарий

Инструмент Полезность инструмента
Индивидуальный план мероприятий Позволяет распределить наставнические функции во времени и объем работы за каждый день или иной промежуток времени
Пособие «Первые шаги» Поможет быстро и эффективно ознакомить молодых специалистов на начальном этапе адаптации с минимально необходимой информацией о работе и работодателе
Список НПА для ознакомления Составляется работодателем в зависимости от особенностей его деятельности и позволяет ускорить адаптацию. Может быть дополнен проверочными заданиями в виде тестов или кейсов
Вводная лекция для трудоустроившихся впервые

Проводится для групп наставляемых. В зависимости от численности и состава группы предоставляется информация:

  • или более общая (если в группе собраны специалисты разных профессий и/или отделов);
  • или более специальная (если в группе присутствуют специалисты одинаковых или смежных профессий и/или одного отдела)
Форумы с FAQ Упрощают взаимодействие участников тандема и обеспечивают нынешних и будущих молодых специалистов готовой базой знаний
Проектное наставничество Заключается в делении реальной работы на фрагменты и привлечении к этим фрагментам наставляемых, которые задают вопросы, учатся делать обобщения и за счет этого лучше адаптируются

Обеспечение наставников полноценным инструментарием – задача не только лично для них, но и для кадровой службы и даже иных отделов. Например, отдел кадров готовит пособие «Первые шаги». Он же может организовать проверку знаний молодых специалистов об обязательных НПА. А создание локальных форумов с FAQ можно поручить IT-отделу.

Оплата наставничества

Исполнение наставнических обязанностей на временной основе квалифицируется как дополнительная работа в понимании ст. 60.2 ТК. Она аналогична увеличению объема работ. Поэтому временному наставнику причитается доплата, размер которой он согласовывает с работодателем, исходя из содержания наставничества и/или его объема (ст. 151 ТК). Установить такую доплату можно различными способами, в том числе:

  • в фиксированной сумме в рублях;
  • в процентах от оклада;
  • комбинированным способом;
  • иным способом, разработанным работодателем самостоятельно.

Работник исполняет временные наставнические обязанности без освобождения от основной работы, но строго в пределах рабочего дня или смены по основной работе (ч. 1 ст. 60.2 ТК).

Однако если наставническая работа ведется на постоянной основе, то это уже изменение трудовой функции, и оно требует не доплаты, а повышения вознаграждения за труд – например, повышения оклада (ч. 1 ст. 129 ТК).

В любом случае за достижение высоких результатов наставника можно премировать денежной суммой или ценным подарком. Такая премия является производственной и входит в состав оплаты труда, поэтому ее важно заранее предусмотреть в ЛНА о премировании (ч. 1 ст. 129, ч. 1 ст. 191 ТК, письмо Минтруда от 21.06.2020 № 14-1/ООГ-9132).

Оценка результатов наставничества

ТК не определяет критерии оценки эффективности наставничества, как и не требует оценивать эту эффективность. Но без проведения качественной оценки невозможно отследить возможные ошибки и неправильные действия, допущенные в ходе наставничества, и тогда они будут повторяться и станут системными. Избежать этого позволит регулярное подведение итогов, стандартную процедуру которого желательно закрепить в ЛНА.

Чтобы объективно оценить эффективность наставничества, стоит провести комплекс оценочных мероприятий, состоящий как минимум из пяти этапов:

  1. Наставник составляет отзыв на имя непосредственного руководителя молодого специалиста.
  2. Непосредственный руководитель проводит беседу/собеседование с молодым специалистом.
  3. Непосредственный руководитель молодого специалиста оценивает эффективность наставнической работы.
  4. Отзыв наставника передается в отдел кадров.
  5. Наставнику назначается (или не назначается) производственная премия.

Дополнить этот минимум можно по усмотрению работодателя. К примеру, практикуются профессиональные конкурсы среди наставников из разных отделов и/или подразделений, в ходе которых сравнивается эффективность их работы.

В целом при подведении итогов оценивать стоит (как минимум):

  • адаптацию, профессиональное развитие и прогресс молодого специалиста;
  • деятельность и саморазвитие наставника;
  • организационный вклад непосредственного руководителя;
  • улучшение морально-психологического климата в коллективе.

Выбрав наиболее подходящего кандидата из числа штатных сотрудников, необходимо правильно оформить его как наставника, действуя по следующей инструкции.

Шаг 1. Оформление наставничества на уровне ЛНА.

Хотя ТК и не требует создавать отдельный ЛНА о наставничестве, основные его параметры должны быть закреплены именно на уровне локального акта. Например, важно закрепить в каком-либо ЛНА:

  • необходимые термины и определения;
  • задачи и цели наставничества;
  • его содержание, формы и инструментарий;
  • требования к кандидатам и порядок их выбора;
  • порядок назначения наставника;
  • права и обязанности сторон тандема;
  • статус наставляемого – критерии, кто может им стать;
  • порядок расчета доплаты;
  • порядок оценки итогов;
  • порядок, условия и формы премирования наставников.

В частности, важно заранее отсеять кандидатов в наставники, у которых есть дисциплинарное взыскание или в отношении которых начата служебная проверка. В противном случае эффект от наставничества будет нулевым или отрицательным. Также стоит:

  • исключить из числа кандидатов непосредственных руководителей молодых специалистов;
  • ограничить количество новичков у каждого наставника – например, не более двух.

Положение о наставничестве как отдельный ЛНА обязательно только для работодателей в отраслях или сферах экономики, где обязательно наличие наставляемых. Например, такое положение должно быть в организациях в сфере ЖКХ.

Шаг 2. Предложение кандидату стать наставником.

Предложение стоит оформить письменно. Стандартного шаблона не существует, можно создать его самостоятельно или скачать готовый образец из этой статьи.

Образец предложения о наставничестве

Шаг 3. Получение письменного согласия от кандидата.

Исполнение наставнических обязанностей является строго добровольным и допустимо только с письменного согласия кандидата (ч. 1 ст. 60.2, ч. 1 ст. 351.8 ТК). Оформить согласие можно на отдельном бланке или в виде росписи кандидата о согласии в предложении о наставничестве.

Шаг 4. Издание приказа о назначении наставника.

Приказ издается в свободной форме и содержит распоряжения руководителя, необходимые для наставнической работы. В приказе стоит указать как минимум:

  • ФИО и должности сторон тандема, а при необходимости ФИО и должность непосредственного начальника наставляемого;
  • период временного наставничества;
  • размер доплаты за него.

С приказом нужно ознакомить под подпись всех упомянутых в нем лиц. Готовый образец приказа доступен по ссылке.

Образец приказа о назначении наставника

Шаг 5. Заключение допсоглашения к трудовому договору.

Трудовой договор с временным наставником необходимо дополнить условиями об увеличении объема работ и соответствующей доплате. Хотя если эти условия уже есть в договоре, то ничего менять в исходном тексте не нужно.

Если наставничество планируется как постоянная работа, то трудовой договор меняется как минимум в части трудовой функции и зарплаты. В этом случае, скорее всего, без допсоглашения не обойтись.

Стороны трудовых отношений неравноправны в прекращении временной наставнической деятельности. Сотрудник, ведущий ее в качестве дополнительной работы, вправе отказаться в любой момент и без какого-либо предупреждения, даже если ожидаемый срок не истек.

А вот работодатель не вправе просто отменить наставничество досрочно, он обязан предупредить об этом не менее чем за три рабочих дня и желательно в письменной форме (ч. 4 ст. 60.2, ч. 4 ст. 351.8 ТК). В случае устного предупреждения при наличии претензий со стороны работника будет сложно доказать сам факт предупреждения и соблюдение обязательного трехдневного срока.