Чтобы начать маркировать товары, участнику оборота необходимо зарегистрироваться в государственной информационной системе «Честный знак». Рассмотрим, что для этого нужно и где искать подробные инструкции конкретно для вашей товарной группы.

Регистрация в системе «Честный знак»: пошаговая инструкция для бизнеса

ГИС МТ «Честный знак» – это общегосударственная система учета и контроля продукции, подлежащей обязательной маркировке. Ее цели: обеспечение прозрачности рынка; контроль определенных категорий товаров на всех стадиях – от производства до розничной реализации; борьба с контрафактом и нелегальной торговлей (ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ). Оператором выступает ООО «Оператор-ЦРПТ», с которым участники оборота подписывают договоры при регистрации в системе.
Напомним участников маркировки:
-
производители обязаны регистрировать и маркировать продукцию уникальными кодами;
-
импортеры маркируют товары на таможне перед их ввозом в Россию;
-
продавцы и дистрибьюторы должны учитывать маркированные товары на всех этапах оборота, включая оптовую и розничную продажу;
-
потребители могут воспользоваться системой для проверки легальности товара.
Обязательная маркировка введена для целого ряда товаров, этот список будет расширяться и далее (тут приведены данные на 2025 год, также можно уточнить информацию на портале системы).
Каждый товар, подлежащий маркировке, вводится в систему «Честный знак», для него выпускается специальный шифр в формате DataMatrix, который должен быть нанесен на товар. В любой момент участник рынка может проверить законность продукции, отсканировав этот код через приложение.
Пример кода DataMatrix
Чек-лист для розницы (необходимый минимум для работы с «Честным знаком»):
-
регистрация в системе;
-
онлайн-касса;
-
2D-сканер штрихкода для считывания DataMatrix;
-
договор с ОФД;
-
товароучетная программа;
-
кассовая программа;
-
терминал сбора данных 2D;
-
ПО для терминала;
-
принтер этикеток, расходники и т.п.
Регистрация в «Честном знаке» (по НПА)
Регистрация оформляется договором о подключении (типовая форма утв. приказом Минпромторга от 08.07.2019 № 2403). Необходимо подать заявление о регистрации, подписанное УКЭП участника оборота товаров. В нем должны быть следующие сведения (п. 14 правил маркировки товаров, утв. постановлением Правительства от 26.04.2019 № 515, далее – Правила):
-
наименование участника оборота – юрлица или Ф.И.О. (последнее – при наличии) ИП;
-
тип участника оборота товаров: производитель, импортер, организация оптовой или розничной торговли;
-
место нахождения (для ИП – место жительства);
-
ИНН;
-
данные, контакты (номер телефона, адрес электронной почты) контактного лица.
На обработку и проверку заявления отводится пять рабочих дней с даты подачи (пп. 12–14, 16 Правил). Может последовать отказ, если есть основания (п. 17 Правил), в частности:
-
заявление не подписано или подписано неуполномоченным лицом;
-
ИНН, указанный при получении УКЭП, не соответствует ИНН налогоплательщика в заявлении;
-
Ф.И.О. подписанта не соответствуют Ф.И.О., указанным в заявлении о регистрации;
-
сведения о заявителе не соответствуют указанным в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо отсутствуют вообще или имеется запись о прекращении деятельности;
-
отсутствуют данные о лицензии (если она нужна);
-
при оформлении заявления нарушен формат, не указаны нужные или указаны некорректные сведения;
-
заявитель уже зарегистрирован в системе.
Чаще всего все проходит гладко, принимается положительное решение о регистрации, для пользователя создается личный кабинет (ЛК), о чем направляется уведомление на адрес электронной почты, указанный при регистрации (п. 18–19 Правил).
Теперь участник оборота или его уполномоченный представитель может авторизоваться в ЛК, используя сертификат ключа проверки УКЭП (п. 20 Правил).
Регистрация в системе «Честный знак» (на практике)
Мы разобрались в указаниях нормативных актов, а теперь разберем то же самое на примерах.
Шаг 1. Получение электронной подписи (ЭП)
Разумеется, необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).
УКЭП – это специальный цифровой инструмент, который удостоверяет личность и полномочия пользователя. Она юридически приравнена к собственноручной подписи и используется для аутентификации в различных государственных системах и сервисах.
В «Честном знаке» без УКЭП не обойтись, она нужна, например, для:
-
оформления заявления при регистрации;
-
передачи данных о маркированных товарах, их движении;
-
выполнения иных операций, связанных с подтверждением достоверности данных и обменом с системой.
УКЭП оформляется в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Найти список таких УЦ можно на сайте Минцифры.
Важно: в дополнение к ЭП физлица требуется машиночитаемая доверенность (вот тут подробный рассказ о ней), если на платформе прослеживаемости работает не гендиректор, а один из сотрудников предприятия.
Шаг 2. Установка специального программного обеспечения
Для обработки маркированной продукции потребуется криптографический плагин. Алгоритм настройки и рекомендации к ПО прописаны на официальном сайте «Честного знака».
Пошаговая инструкция на сайте «Честного знака»
-
Скачайте и установите на свой компьютер криптографический плагин, например, «КриптоПро» или «Рутокен», который обеспечит работу с ЭП на сайте.
-
Убедитесь, что используете совместимый браузер и операционную систему.
Шаг 3. Подача заявки на регистрацию в системе
Перейдите на сайт «Честного знака» и нажмите «Регистрация». Далее:
-
Выберите сертификат УКЭП, укажите контактные данные (электронную почту и номер телефона) и отправьте заявку.
Страница для регистрации нового участника в системе
-
После отправки на экране появится уведомление с номером заявки, а на указанную почту придет подтверждение о приеме заявки.
-
В течение 24 часов ЦРПТ проверит данные и пришлет письмо с результатом. Также узнать статус заявки можно, вернувшись на стартовую страницу сайта и выбрав опцию «Узнать статус регистрации».
Шаг 4. Авторизация и заполнение профиля
После одобрения заявки войдите в ЛК посредством УКЭП. Дальнейшие шаги:
-
Укажите данные о компании и выборе оператора ЭДО.
-
Выберите товарную группу, с которой работаете, отметьте членство в GS1 RUS (для производителей и импортеров), заполните обязательные поля профиля и отправьте данные на обработку.
Заполнение профиля участника «Честного знака»
Шаг 5. Подписание документов в личном кабинете
После подтверждения регистрации в личном кабинете появятся доступные товарные группы. Чтобы активировать функции системы, подпишите документы с оператором для каждой группы. После этого можно начать полноценную работу с маркировкой.
Подписание документов оператора
Как получить коды для маркировки своих товаров?
- Войдите в ЛК на сайте ГИС МТ «Честный знак».
- Перед заказом нужно пополнить лицевой счет участника. Рассчитайте сумму, исходя из стоимости 50 коп. без НДС за каждый код товара.
- Выберите группу товаров и заполните карточки.
- Система выдаст список кодов для идентификации продукции.
- Примите коды, распечатайте на принтере этикеток, нанесите на упаковку товаров.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Скачайте пошаговые инструкции по отдельным категориям товара
- Инструкция для товарной группы «Пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, слабоалкогольные напитки».
- Инструкция для компаний, работающих в сфере легкой промышленности.
- Инструкция для производителей и продавцов обуви .
- Инструкция для товарной группы «Фотоаппараты и лампы-вспышки».
- Инструкция для товарной группы «Шины и автопокрышки».
- Инструкция для производителей и продавцов молока и молочной продукции.
- Инструкция для реализации табачной продукции.