Регистрация в системе «Честный знак»: пошаговая инструкция для бизнеса
Государственные системы
24.01.2025
Поделиться

Регистрация в системе «Честный знак»: пошаговая инструкция для бизнеса

Чтобы начать маркировать товары, участнику оборота необходимо зарегистрироваться в государственной информационной системе «Честный знак». Рассмотрим, что для этого нужно и где искать подробные инструкции конкретно для вашей товарной группы.

Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
182
просмотра

ГИС МТ «Честный знак» – это общегосударственная система учета и контроля продукции, подлежащей обязательной маркировке. Ее цели: обеспечение прозрачности рынка; контроль определенных категорий товаров на всех стадиях – от производства до розничной реализации; борьба с контрафактом и нелегальной торговлей (ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ). Оператором выступает ООО «Оператор-ЦРПТ», с которым участники оборота подписывают договоры при регистрации в системе.

Напомним участников маркировки:

  • производители обязаны регистрировать и маркировать продукцию уникальными кодами;
  • импортеры маркируют товары на таможне перед их ввозом в Россию;
  • продавцы и дистрибьюторы должны учитывать маркированные товары на всех этапах оборота, включая оптовую и розничную продажу;
  • потребители могут воспользоваться системой для проверки легальности товара.

Обязательная маркировка введена для целого ряда товаров, этот список будет расширяться и далее (тут приведены данные на 2025 год, также можно уточнить информацию на портале системы).

Каждый товар, подлежащий маркировке, вводится в систему «Честный знак», для него выпускается специальный шифр в формате DataMatrix, который должен быть нанесен на товар. В любой момент участник рынка может проверить законность продукции, отсканировав этот код через приложение.

Пример кода DataMatrix

Чек-лист для розницы (необходимый минимум для работы с «Честным знаком»):

  • регистрация в системе;
  • онлайн-касса;
  • 2D-сканер штрихкода для считывания DataMatrix;
  • договор с ОФД;
  • товароучетная программа;
  • кассовая программа;
  • терминал сбора данных 2D;
  • ПО для терминала;
  • принтер этикеток, расходники и т.п.

Регистрация оформляется договором о подключении (типовая форма утв. приказом Минпромторга от 08.07.2019 № 2403). Необходимо подать заявление о регистрации, подписанное УКЭП участника оборота товаров. В нем должны быть следующие сведения (п. 14 правил маркировки товаров, утв. постановлением Правительства от 26.04.2019 № 515, далее – Правила):

  • наименование участника оборота – юрлица или Ф.И.О. (последнее – при наличии) ИП;
  • тип участника оборота товаров: производитель, импортер, организация оптовой или розничной торговли;
  • место нахождения (для ИП – место жительства);
  • ИНН;
  • данные, контакты (номер телефона, адрес электронной почты) контактного лица.

На обработку и проверку заявления отводится пять рабочих дней с даты подачи (пп. 12–14, 16 Правил). Может последовать отказ, если есть основания (п. 17 Правил), в частности:

  • заявление не подписано или подписано неуполномоченным лицом;
  • ИНН, указанный при получении УКЭП, не соответствует ИНН налогоплательщика в заявлении;
  • Ф.И.О. подписанта не соответствуют Ф.И.О., указанным в заявлении о регистрации;
  • сведения о заявителе не соответствуют указанным в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо отсутствуют вообще или имеется запись о прекращении деятельности;
  • отсутствуют данные о лицензии (если она нужна);
  • при оформлении заявления нарушен формат, не указаны нужные или указаны некорректные сведения;
  • заявитель уже зарегистрирован в системе.

Чаще всего все проходит гладко, принимается положительное решение о регистрации, для пользователя создается личный кабинет (ЛК), о чем направляется уведомление на адрес электронной почты, указанный при регистрации (п. 18–19 Правил).

Теперь участник оборота или его уполномоченный представитель может авторизоваться в ЛК, используя сертификат ключа проверки УКЭП (п. 20 Правил).

Если у вас изменятся сведения, указанные при регистрации, то как можно скорее – в любом случае не позднее трех рабочих дней! – сообщите об этом через ЛК оператору. Он должен не позднее пяти рабочих дней зарегистрировать эти изменения.

Мы разобрались в указаниях нормативных актов, а теперь разберем то же самое на примерах.

Шаг 1. Получение электронной подписи (ЭП)

Разумеется, необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).

УКЭП – это специальный цифровой инструмент, который удостоверяет личность и полномочия пользователя. Она юридически приравнена к собственноручной подписи и используется для аутентификации в различных государственных системах и сервисах.

В «Честном знаке» без УКЭП не обойтись, она нужна, например, для:

  • оформления заявления при регистрации;
  • передачи данных о маркированных товарах, их движении;
  • выполнения иных операций, связанных с подтверждением достоверности данных и обменом с системой.

УКЭП оформляется в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Найти список таких УЦ можно на сайте Минцифры.

Важно: в дополнение к ЭП физлица требуется машиночитаемая доверенность (вот тут подробный рассказ о ней), если на платформе прослеживаемости работает не гендиректор, а один из сотрудников предприятия.

Шаг 2. Установка специального программного обеспечения

Для обработки маркированной продукции потребуется криптографический плагин. Алгоритм настройки и рекомендации к ПО прописаны на официальном сайте «Честного знака».

Пошаговая инструкция на сайте «Честного знака»

  • Скачайте и установите на свой компьютер криптографический плагин, например, «КриптоПро» или «Рутокен», который обеспечит работу с ЭП на сайте.
  • Убедитесь, что используете совместимый браузер и операционную систему.

Шаг 3. Подача заявки на регистрацию в системе

Перейдите на сайт «Честного знака» и нажмите «Регистрация». Далее:

  • Выберите сертификат УКЭП, укажите контактные данные (электронную почту и номер телефона) и отправьте заявку.

Страница для регистрации нового участника в системе

  • После отправки на экране появится уведомление с номером заявки, а на указанную почту придет подтверждение о приеме заявки.
  • В течение 24 часов ЦРПТ проверит данные и пришлет письмо с результатом. Также узнать статус заявки можно, вернувшись на стартовую страницу сайта и выбрав опцию «Узнать статус регистрации».

Шаг 4. Авторизация и заполнение профиля

После одобрения заявки войдите в ЛК посредством УКЭП. Дальнейшие шаги:

  • Укажите данные о компании и выборе оператора ЭДО.
  • Выберите товарную группу, с которой работаете, отметьте членство в GS1 RUS (для производителей и импортеров), заполните обязательные поля профиля и отправьте данные на обработку.

Заполнение профиля участника «Честного знака»

Шаг 5. Подписание документов в личном кабинете

После подтверждения регистрации в личном кабинете появятся доступные товарные группы. Чтобы активировать функции системы, подпишите документы с оператором для каждой группы. После этого можно начать полноценную работу с маркировкой.

Подписание документов оператора

Подробнее о порядке регистрации в ГИС МТ – в видеоинструкции от «Честного знака». Обучающее виртуальное пространство для новых пользователей системы доступно по ссылке.

Как получить коды для маркировки своих товаров?

  1. Войдите в ЛК на сайте ГИС МТ «Честный знак».
  2. Перед заказом нужно пополнить лицевой счет участника. Рассчитайте сумму, исходя из стоимости 50 коп. без НДС за каждый код товара.
  3. Выберите группу товаров и заполните карточки.
  4. Система выдаст список кодов для идентификации продукции.
  5. Примите коды, распечатайте на принтере этикеток, нанесите на упаковку товаров.
Это специальный шифр в формате DataMatrix, который наносится на упаковку товара, коробку или товарный ярлык. Код хранит информацию о сроке годности, изготовителе, стране происхождения, составе, а также историю движения каждой единицы продукции и документы, подтверждающие соответствие качества. Код невозможно скопировать или подделать.
Членство участника в системе GS1 RUS дает возможность создавать карточки товаров в Национальном каталоге маркированных товаров в диапазоне префиксов 460–469 для российских товаров.
Специально для субъектов МСП разработано бесплатное приложение «Маркировка.Просто». В этой программе объединены несколько функций: заказ кодов, печать этикеток и ввод товара в оборот. Скачать приложение можно на сайте системы.
Нет, проверить код прослеживаемости продукции можно только через мобильное приложение «Честный знак». Оно дает возможность потребителю не только проверить легальность и качество покупки, узнать срок годности и сохранить чеки, но и сообщить о нарушениях, если они будут замечены.
  1. Инструкция для товарной группы «Пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, слабоалкогольные напитки».
  2. Инструкция для компаний, работающих в сфере легкой промышленности.
  3. Инструкция для производителей и продавцов обуви .
  4. Инструкция для товарной группы «Фотоаппараты и лампы-вспышки».
  5. Инструкция для товарной группы «Шины и автопокрышки».
  6. Инструкция для производителей и продавцов молока и молочной продукции.
  7. Инструкция для реализации табачной продукции.