В 2025 году нас ожидает значительное расширение системы обязательной маркировки товаров. Какого бизнеса коснутся новые правила?

Маркировка товаров в 2025 году: что нового ждет бизнес?

В двух словах: что такое маркировка
Идентификация товара помогает бороться с контрафактом: на упаковку продукции наносится уникальная комбинация символов в формате Data Matrix, которой можно отследить каждый этап движения товара: кто и когда его изготовил (импортировал), какой магазин купил и продал.
Маркировка – это гарантия оригинальности и «оберег» от подделок. Все участники торговой цепочки (и юридические лица, и ИП) должны быть зарегистрированы в государственной системе «Честный знак» (далее – ЧЗ).
Но если товар не включен в вышеупомянутый перечень, успокаиваться рано. Есть еще специальные положения, по которым маркируются другие виды продукции (в частности, меховые изделия, лекарственные препараты для медицинского применения).
Упрощенная схема процесса маркировки такая:
-
Производственные предприятия и импортеры первыми вступают в процесс маркировки: наносят коды на упаковку и загружают сведения в ЧЗ с отметкой, что товар введен в оборот на территории России.
-
Дистрибьюторы, оптовики и розничные продавцы дальше по цепочке отмечают в ЧЗ, что приняли на учет или продали промаркированные товары. Для розницы (сюда входит не только ритейл, но и заведения общественного питания и маркетплейсы) есть дополнительная обязанность – отсканировать шифр при отпуске товара конечному потребителю-физлицу.
Срок на регистрацию в ЧЗ: в общем порядке новому бизнесу дается неделя (семь дней) с момента первого производства, ввоза, старта продаж, чтобы отправить сведения в систему.
Сроки начала обязательной маркировки Правительство определяет своими постановлениями. В ряде случаев прямо запрещена продажа маркируемых товаров на основании данных из ЧЗ или из-за отсутствия в ней необходимых сведений (п. 1 постановления Правительства от 21.11.2023 г. № 1944). Например, основанием для запрета является отсутствие в ЧЗ сведений о маркировке табачной, никотинсодержащей, молочной продукции, товаров обувных и легкой промышленности.
Запрет распространяется именно на розничную продажу маркируемых товаров. Запрет не касается, например, дистанционной продажи товара, когда отгрузка товара со склада для доставки потребителю производится с одновременной подачей в ЧЗ сведений о том, что товар выведен из оборота (п. 1 указ. постановления, п. 1, подп. «е» п. 3 правил, утвержденных им).
Для каждой группы товаров в перечне случаев определен срок введения такого запрета (п. 5 упомянутых правил). Так, с 01.04.2024 г. нельзя продавать табачную продукцию, если в ЧЗ нет сведений о ее маркировке. Причем проверка производится в онлайн-режиме.
Код маркировки проверяется перед продажей товара, для чего в ЧЗ направляется электронный запрос в режиме проверки онлайн. На основании информации, полученной из системы по такому запросу, продавец принимает решение о возможности или невозможности розничной продажи (п. 13, 19 указ. правил).
Итак, еще раз: маркировать товары должны организации и ИП – импортеры, производители, поставщики, в определенных случаях – торговые организации и ИП, занимающиеся оптовой или розничной торговлей маркируемым товаром.
Технически маркировка осуществляется нанесением на товары (упаковку, этикетку) двумерных штрихкодов – датаматриксов. Для получения кодов нужно зарегистрироваться в ЧЗ, обратиться к его оператору (заключив ряд договоров). Как правило, после нанесения маркировки на товары достаточно сообщить об этом в ЧЗ – и товары считаются маркированными.
Дедлайны на 2025: что изменится в течение года
Требования к маркировке различных товарных групп внедряются постепенно, с 2017 года, и процесс до сих пор не окончен. Поэтому так важно всегда оставаться в теме, держать руку на пульсе и быть готовым к тому, что ваша организация тоже вступит в ряды участников ЧЗ.
Ниже даем сводную актуальную информацию о том, как будут меняться правила маркировки в течение 2025 года.
Календарная дата (начальная), 2025 год | Вид товара | Суть события |
---|---|---|
15 января | Пиво и слабоалкогольные напитки (сидр, медовуха, пуаре) | Запрет вывода из оборота в потребительской упаковке |
1 февраля | Пищевые растительные масла и масложировая продукция, упакованные в прочей таре (кроме стекла и полимеров) | Старт обязательной маркировки для производителей и импортеров |
5 февраля | Соковая продукция и безалкогольные напитки | Старт разрешительного режима на кассах |
1 марта | Пиво, сидр, медовуха, пуаре | Старт экземплярной прослеживаемости продукции, упакованной в кеги; обязательной прослеживаемости между МОД по кегам; обязательной подачи уведомления об экспорте по кегам; обязательного вывода из оборота пивоваренной продукции по причинам, не связанным с розничными продажами |
Велосипеды | Завершение ввода остатков в оборот и запрет реализации немаркированных товаров | |
Корма для животных, упакованные в потребительскую упаковку (влажные) | Старт обязательной маркировки для производителей и импортеров | |
Ветеринарные препараты | Обязанность передачи сведений о выводе из оборота лекарственных препаратов для ветеринарного применения путем розничной продажи с применением контрольно-кассовой техники (ККТ). Участникам требуется обеспечить сканирование кодов маркировки на кассе при продаже маркированного товара и передачу сведений о продажах в систему маркировки | |
Технические средства реабилитации (трости, ортезы, противопролежневые матрацы и подушки, моче‑ и калоприемники, кресла‑стулья с санитарным оснащением) | Старт обязательной передачи сведений о поэкземплярном выводе из оборота | |
Товары легкой промышленности, указанные в подп. «л» п. 2 постановления Правительства РФ от 29.06.2024 г. № 883 (в частности, купальные костюмы, детская одежда, головные уборы, колготы, чулки, гольфы, носки, перчатки, рукавицы и проч.) | Старт обязательной маркировки для новых групп товаров легкой промышленности. Обязательная подача сведений о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота для товаров из нового перечня, произведенных/ввезенных в Россию с этой даты. Запрет оборота и вывода из оборота указ. товаров, произведенных в России с 1 марта 2025 г. |
|
Консервы из мяса, грибов, ягод и фруктов, плодоовощной продукции | Обязательна маркировка для производителей и импортеров | |
Консервы из рыбы и морепродуктов, из мяса, плодоовощной продукции, грибов, ягод и фруктов | Обязательна маркировка для КФХ и сельскохозяйственных производственных кооперативов. Они наносят средства идентификации на всю маркируемую консервированную продукцию | |
Соки, нектары, морсы, напитки на растительном сырье, упакованные в тетрапак, кеги и прочие виды упаковки | Старт обязательной передачи сведений о выводе товаров из оборота (в т.ч. при продаже в розницу) в систему мониторинга | |
Упакованная вода | Старт полной прослеживаемости товара всей упакованной воды (поэкземплярный учет) | |
1 апреля | Безалкогольное пиво | Старт обязательной передачи сведений о выводе безалкогольного пива из оборота путем розничной продажи по ККТ, включая сведения о частичном выбытии безалкогольного пива, упакованного в кеги, при его продаже в розлив |
Икра | Старт передачи сведений об обороте и выводе из оборота всех видов икры осетровых и икры лососевых (объемно-сортовой учет) для всех участников оборота | |
1 мая | Пиво, сидр, медовуха, пуаре | В отчете о нанесении кодов маркировки на потребительскую упаковку необходимо указывать реквизиты первичного учетного документа о производстве и содержание этилового спирта |
1 сентября | Запуск экземплярного учета оборота потребительской упаковки с использованием ЭДО и вывод из оборота по причинам, не связанным с розничными продажами. Старт экземплярной прослеживаемости пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в потребительскую упаковку; обязательной прослеживаемости между МОД в потребительской упаковке; обязательной подачи уведомления об экспорте продукции в потребительской упаковке |
|
Медицинские изделия | Старт обязательной передачи сведений об обороте медицинских изделий (поэкземплярный учет) | |
Биологически активные добавки к пище | Поэкземплярный учет для всех участников оборота | |
Антисептики | Поэкземплярный учет для всех участников оборота | |
Корма для животных | Старт обязательной передачи сведений при переходе права собственности на продукцию посредством подачи через ЭДО УПД в объемно-сортовом учете: код товара (GTIN) и количество, а также сведений о выводе продукции из оборота при продаже в розницу через ККТ (по каждому коду маркировки) и при выводе из оборота по причинам, не являющимся продажей в розницу (объемно-сортовой учет) | |
Ветеринарные препараты | Старт подачи сведений о поэкземплярном выводе по прочим причинам, не связанным с розничной реализацией | |
Технические средства реабилитации (трости, ортезы, противопролежневые матрацы и подушки, моче‑ и калоприемники, кресла‑стулья с санитарным оснащением) | Старт обязательной передачи сведений об обороте отдельных видов технических средств реабилитации (поэкземплярный учет) | |
1 октября | Икра | Старт разрешительного режима на кассах |
Безалкогольное пиво | Запрет оборота и вывода из оборота немаркированной продукции со сроком годности до 365 дней включительно, произведенной или ввезенной в РФ до 1 октября 2024 г. Продукцию с более длительным сроком хранения можно будет продавать до окончания срока годности | |
1 ноября | Корма для животных | Старт сверки объема вводимого в оборот товара в системе маркировки с объемом, указанным в эВСД под этим же идентификационным номером (с допустимым превышением объема не более 5%) |
Пищевые растительные масла и масложировая продукция (в любой таре) | Старт обязательной передачи сведений о выводе из оборота при продаже в розницу с применением ККТ | |
Старт обязательной передачи сведений об обороте, а также о выводе товаров из оборота по основаниям, не являющимся продажей в розницу для всех участников оборота, в объемно-сортовом учете (следует указывать информацию о коде товара (GTIN) и количестве маркированного товара) |
Сомневаетесь, подлежит ли конкретный товар маркировке? Проверьте на сайте честныйзнак.рф с помощью сервиса «Проверка товара на обязательность маркировки». Для этого нужно ввести код ТН ВЭД или ОКПД 2.
-
ОКПД 2 – обозначения для производителей, его проставляют по общероссийскому классификатору продукции по ОКВЭД. Список установлен приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. № 14‑ст;
-
ТН ВЭД ЕАЭС – обозначения для импортеров, его указывают по единой товарной номенклатуре ВЭД Евразийского экономического союза. Указывается в таможенной декларации.
Эксперименты по маркировке: пилотные проекты на 2025 год
Как правило, перед запуском маркировки в отношении какой-либо группы товаров сначала проводят эксперимент – ту же процедуру, но в тестовом режиме. Участники рынка добровольно наносят штрихкоды на свой ассортимент и передают сведения в ЧЗ.
Участие в пилотном проекте выгодно и государству, и коммерческим субъектам. Компании таким образом готовятся к изменениям: тестируют ПО и бизнес-процессы, обучают своих сотрудников, исправляют ошибки, когда это еще можно сделать без санкций. Чиновники же на основе результатов исследования совершенствуют нормативы и запускают уже проверенный механизм работы.
Перечислим, какие пилотные проекты были запущены в 2024 году и что планируется на 2025 год.
Видовая группа | Период | Пояснение |
---|---|---|
Бакалея | 01.07.2024 г. – 28.02.2025 г. | Эксперимент проходит в отношении соусов, хлебцев, гренок, чипсов, сухариков, кукурузных палочек и прочих бакалейных товаров |
Бытовая химия и косметика | 15.01.2024 г. – 25.02.2025 г. | В отношении декоративной и уходовой косметики, мыла, дезодорантов, солнцезащитных кремов, средств для бритья и депиляции, зубных паст и нитей, ополаскивателей для полости рта, средств для волос, маникюра и педикюра |
Пиротехника и огнетушители | 01.07.2024 г. – 28.02.2025 г. |
С полным списком в этой категории можно ознакомиться в постановлении по ссылке |
Слабый алкоголь | 01.07.2024 г. – 31.08.2025 г. |
Тестированию подлежат несколько видов напитков с содержанием этилового спирта (крепостью) не > 9% |
Кабельная продукция | 20.05.2024 г. – 28.02.2025 г. |
Затрагивает только одну позицию – ТН ВЭД 8544 49 990 0, кабели и провода на напряжение 1000 В |
Отопительные приборы | 01.04.2024 г. – 28.02.2025 г. |
В тесте участвуют разные категории радиаторов и конвекторов (чугунные, стальные, из прочих материалов) |
Радиоэлектроника | 01.12.2023 г. – 28.02.2025 г. |
Эксперимент распространяется, например, на лампы, светильники, фонари, розетки, штепсели, реле, полупроводники, светодиоды, преобразователи, соединители, контакты |
Учебники | 01.04.2024 г. – 31.08.2025 г. |
Касается только продукции с ТН ВЭД 4901 99 000 0 «Учебники печатные общеобразовательного назначения» |
Смазочные материалы и автомобильные жидкости | 01.07.2024 г. – 28.02.2025 г. |
В отношении моторных масел, смазочных материалов, антифризов |
Медизделия | 01.09.2024 г. – 31.08.2025 г. |
Шприцы, презервативы, пробирки, филлеры, инкубаторы для новорожденных, инфузионные системы, салфетки. Полный список медтоваров, которые на очереди, – в постановлении по ссылке |
Чтобы принять участие в пилотных проектах, можно подать заявку на сайте «Честный знак».
Иллюстрация, как выбрать для себя пилотный проект на сайте честныйзнак.рф
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Двумерный матричный идентификатор (2D-код, датаматрикс) наносится на импортную продукцию:
- при ввозе с территории ЕАЭС – до границы России;
- при ввозе из других стран – до оформления под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.