Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 февраля 2025 г. N 03-07-08/14027
Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 12.07.2024 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", начиная с 01.01.2025 года, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), становятся плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). При этом организации и индивидуальные предприниматели, чья сумма доходов за предыдущий год не превышает 60 миллионов рублей, освобождаются от уплаты НДС (пункт 1 статьи 2 указанного закона).
Согласно подпункту 4 пункта 1 и подпункту 4 пункта 1.1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) место реализации услуг по разработке программ для электронно-вычислительных машин (ЭВМ), их адаптации и модификации определяется по месту деятельности покупателя услуг. Таким образом, в случае если заказчиком оказываемых российской организацией услуг по разработке программ для ЭВМ является иностранная организация (которая не оказывает услуги на территории Российской Федерации в смысле подпункта 4 пункта 1 ст. 148 НК РФ), то местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, эти услуги не признаются объектом налогообложения для НДС. Данная позиция отражена в письме Минфина России от 10.03.2020 года N 03-07-08/17382 и письме Минфина России от 19.01.2022 года N 03-07-08/2622.
Должна ли российская организация, применяющая УСН, исчислять и уплачивать НДС с 01.01.2025 года, рассчитанный от стоимости услуг по разработке программ для ЭВМ для иностранной компании, которая не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации (в смысле пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ), если доход российской организации от оказания данных услуг составил более 60 миллионов рублей за 2024 год? При этом единственным заказчиком услуг данной российской организации выступает указанная иностранная компания и иных источников дохода российская организация не имеет.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании российской организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), доход которой за 2024 год составил более 60 млн рублей, услуг по разработке программ для электронно-вычислительных машин иностранной организации Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
На основании подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации услуг по разработке программ для электронно-вычислительных машин, их адаптации и модификации определяется по месту деятельности покупателя услуг.
Таким образом, в случае, если заказчиком услуг по разработке программ для электронно-вычислительных машин является иностранная организация, местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, эти услуги не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Учитывая изложенное, услуги по разработке программ для электронно-вычислительных машин, оказываемые российской организацией, применяющей УСН, доход которой за 2024 год составил более 60 млн рублей, иностранной организации, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | В.А. Прокаев |