Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 ноября 2024 г. N 03-07-11/110843

Письмо Минфина
11.11.2024

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 ноября 2024 г. N 03-07-11/110843

Вопрос: В связи с введением в действие Приказа Минфина России от 17 сентября 2020 г. N 204н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (далее - ФСБУ 6/2020), для целей бухгалтерского учета за 2022 год Акционерным обществом (далее - Общество, АО) были пересмотрены элементы амортизации основных средств - объекты с нулевой остаточной стоимостью увеличили до рыночной стоимости.

Во исполнение требований п. 49 ФСБУ 6/2020, Обществом произведена единовременная корректировка балансовой стоимости основных средств (перерасчет накопленной амортизации с учетом измененного срока полезного использования).

В настоящее время Общество применяет общую систему налогообложения, с 2025 года планирует перейти на упрощенную систему налогообложения.

В соответствие с абз. 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) при переходе организации на применение упрощенной системы налогообложения в соответствии с гл. 26.2. НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на применение упрощенной системы налогообложения.

В силу пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по основным средствам и нематериальным активам, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких основных средств и нематериальных активов для осуществления операций, указанных в пункте 2 ст.170 НК РФ.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (абз. 2 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

На основании пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ, АО обращается с просьбой разъяснить порядок восстановления налога на добавленную стоимость, подлежащего восстановлению в связи с переходом Общества с ОСНО на УСН с учетом описанных выше принципов формирования остаточной стоимости основных средств в бухгалтерском учете Общества с учётом применения ФСБУ 6/2020, то есть выразить правовую позицию по следующим вопросам:

1) Каков порядок восстановления налога на добавленную стоимость по основным средствам, по которым в бухгалтерском учёте с учётом ФСБУ 6/2020 осуществлен пересмотр остаточной стоимости?

2) Допустимо ли восстановить НДС, исходя из первоначальной стоимости основных средств уменьшенных на суммы накопленной амортизации, т.е. до начала применения ФСБУ 6/2020, когда стоимость этих объектов была равна нулю?

Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу определения суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), подлежащей восстановлению по основным средствам, сообщает.

Суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 170 Кодекса.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что в случаях использования основных средств для осуществления операций, перечисленных в пункте 2 статьи 170 Кодекса, суммы НДС, принятые к вычету по таким основным средствам подлежат восстановлению в размере суммы, пропорциональной их остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

В связи с этим исчисление суммы НДС, подлежащей восстановлению по основным средствам, производится исходя из их остаточной (балансовой) стоимости, сформированной по данным бухгалтерского учета.

Пунктом 25 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. N 204н (далее - ФСБУ 6/2020), установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения.

В соответствии с пунктом 24 ФСБУ 6/2020 первоначальная стоимость объекта основных средств увеличивается на сумму капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением этого объекта, в момент завершения таких капитальных вложений.

Согласно подпункту "ж" пункта 5 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", утвержденного приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. N 204н, к капитальным вложениям относятся, в частности, затраты на улучшение и (или) восстановление объекта основных средств, в том числе достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция.

Таким образом при восстановлении сумм НДС, ранее принятых к вычету по основным средствам, включая основные средства, по которым на основании пункта 49 ФСБУ 6/2020 произведена единовременная корректировка их балансовой стоимости (перерасчет накопленной амортизации с учетом измененного срока полезного использования), остаточную (балансовую) стоимость таких основных средств, по мнению Департамента, следует определять исходя из их первоначальной стоимости, уменьшенной на суммы накопленной амортизации и обесценения, и с учетом последующих капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением основных средств, в случае, если проводилась достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция этих основных средств.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина