
ФСБУ 28/2023: как провести инвентаризацию по новому стандарту

Новый федеральный стандарт – ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» – утвержден приказом Минфина России от 13.01.2023 № 4н во исполнение требования ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ о том, что активы и обязательства необходимо инвентаризировать.
Требования к подобной процедуре должен устанавливать только федеральный бухгалтерский стандарт (п. 4 ч. 3 ст. 21 Закона № 402-ФЗ). Поэтому по факту вступления в силу ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» прекратят действовать методические указания из приказа Минфина от 13.06.1995 № 49.
Применение правил ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» поможет выполнить главную задачу – выявить фактическое наличие у организации активов и обязательств и сопоставить его с данными в регистрах бухучета (ч. 2 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).
Хотя ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» был утвержден два года назад, обязательным к применению он становится с 1 апреля 2025 года.
В то же время можно ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» применять досрочно, если компания примет такое решение.
Обзор ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»
В целом федеральный стандарт ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» – это очередной этап совершенствования системы российских стандартов бухучета и повышения качества бухгалтерской отчетности, составленной по РСБУ. При этом подход к инвентаризации по новому ФСБУ 28/2023 включает в себя все стандартные этапы сверки:
- Выявление фактического наличия проверяемых объектов.
- Сопоставление их фактического наличия с показателями регистров бухучета.
- Документальную фиксацию полного соответствия либо наличия отклонений между фактическими и учетными данными.
- Отражение отклонений в бухгалтерском учете.
- Хранение или исправление документов о сверке.
Все указанные этапы подлежали выполнению и ранее. Но впервые изданный ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» решил ряд дополнительных проблем:
-
привел структуру нормативного регулирования в соответствие с требованиями Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
-
закрепил общие требования к проверке, чего ранее не было;
-
ввел определение ключевых терминов по вопросу;
-
актуализировал правила выявления фактического наличия проверяемых объектов;
-
обновил требования к документальному оформлению результатов сверки;
-
уточнил правила оценки излишков и недостач в случае их выявления, а также признания их в учете;
-
скорректировал требования при обязательном инвентаризировании;
-
установил упрощенные способы сверки (информация Минфина № ПЗ-3/2024).
Итак, это только общий обзор изменений ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» с апреля 2025 г. (см. сообщение Минфина от 12.04.2023 № ИС-учет-44).
Обратите внимание, что есть исключения из правил. Данный стандарт не вправе применять:
-
предприятия бюджетной сферы – государственные и муниципальные учреждения, госорганы и органы местного самоуправления, органы местной администрации, управления государственными и территориальными внебюджетными фондами (п. 9 ст. 3 Закона № 402-ФЗ);
-
организации и предприниматели при инвентаризации драгметаллов и драгоценных камней.
Хотя ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» обязателен к применению с 1 апреля 2025 года, провести сверку по новым правилам можно уже по итогам 2024 года – при наличии решения о досрочном применении стандарта.
Основные изменения, внесенные ФСБУ 28/2023
Первый пункт в списке нововведений, установленных ФСБУ 28/2023, – это появление сроков, с наступлением которых инвентаризация обязательна. Новый стандарт устанавливает контрольные даты. Приведем их в таблице ниже.
Таблица. Сроки, по состоянию на которые инвентаризация обязательна
Основание | Срок проведения |
---|---|
Подготовка годовой бухотчетности | Отчетная дата. Исключения:
|
Передача активов или имущественного комплекса в аренду, управление, безвозмездное пользование не в рамках обычной деятельности | Непосредственно перед передачей |
Возврат активов или имущественного комплекса из аренды, управления, безвозмездного пользования, не связанного с обычной деятельностью | Непосредственно перед возвратом |
Отчуждение активов | Непосредственно перед отчуждением |
Смена материально ответственного работника | По состоянию на дату приемки-передачи дел |
Смена руководителя коллектива либо бригадира | |
Выбытие из коллектива или бригады более 50% его членов в случае коллективной либо бригадной материальной ответственности | |
Требование одного или нескольких членов коллектива либо бригады в случае коллективной либо бригадной материальной ответственности | Непосредственно по факту предъявления требования |
Факт порчи, повреждения либо утраты активов | Непосредственно по установлении этого факта |
Чрезвычайная ситуация в результате любого из событий: авария, пожар, стихийное либо иное бедствие | Непосредственно по окончании события. Исключение – отсутствие возможности проверки в данный срок |
Реорганизация юридического лица | Перед заполнением разделительного баланса либо передаточного акта |
Ликвидация юрлица | Перед заполнением промежуточного ликвидационного баланса |
Второй пункт в списке нововведений, установленных ФСБУ 28/2023, – это обновленный подход с точки зрения способов выявления активов и обязательств. Наряду с традиционными способами измерения, стандарт допускает возможность альтернативных методов фиксации (п. 4 ФСБУ 28/2023). Подробнее об этом – в таблице.
Таблица. Традиционные и альтернативные способы проверки
Способ проверки наличия объекта | Как разрешено проверять |
---|---|
Традиционный | Подсчет, обмер, взвешивание, осмотр:
Выполнение расчетов, проверка документов в отношении:
|
Альтернативный | Фотофиксация, видеофиксация имущества |
Альтернативный подход допустим, если традиционные способы слишком затратны либо невозможны. Решение об альтернативе принимается, когда объекты удалены или к ним ограничен доступ – например, они находятся в труднодоступной местности или под водой. Но даже при применении альтернативы необходимо достичь цели проверки:
-
выявить действительное наличие активов и обязательств;
-
оценить их состояние;
-
проверить обоснованность их нахождения у организации.
Третий пункт из списка нововведений ФСБУ 28/2023 – это обновление требований к документированию процесса и результатов сверки. Стандарт требует оформлять документально:
-
данные о фактическом наличии проверяемых объектов;
-
результаты сопоставления наличия объектов с показателями регистров бухучета;
-
результаты всей процедуры.
Решение о составе таких документов отнесено к компетенции экономического субъекта. Например, подтвердить наличие проверяемого объекта можно инвентаризационным актом или описью. А результат сопоставления фактических и учетных данных можно отразить в сличительных ведомостях.
Составлять, исправлять и хранить указанные документы теперь следует в соответствии с требованиями ст. 9, 10, 29 Закона № 402-ФЗ и федерального стандарта ФСБУ 27/2021, утвержденного приказом Минфина от 16.04.2021 № 62н.
Наконец, еще один пункт из списка новшеств – это подход к отражению итогов инвентаризации в бухучете при выявлении излишков или недостач. Отклонения оцениваются по стоимости, действующей на инвентаризационную дату. Правила оценки указаны в таблице (п. 11 нового стандарта).
Таблица. Оценка отклонений фактических показателей от учетных
Проверяемый объект | Оценка излишка | Оценка недостачи |
---|---|---|
Активы | Одним из трех способов:
|
По балансовой стоимости активов |
Дебиторская задолженность | В сумме, вытекающей из документов о существовании «дебиторки», которые организация признает правильными | |
Обязательства | В сумме, вытекающей из документов о существовании обязательства, признаваемых организацией правильными | |
Оценочные обязательства | В сумме, подтвержденной расчетами | |
ОНА и ОНО | В сумме, подтвержденной расчетами |
Выявленные излишки отражают в составе прочих доходов. Потери от окончательной порчи, полного повреждения или утраты активов относят:
-
на расчеты с виновниками – при наличии таких лиц и намерения взыскать с них ущерб;
-
на прочие расходы – при отсутствии оснований для взыскания убытков.
Если испорченные активы можно использовать, то по ним начисляют обесценение по правилам, установленным федеральными стандартами в зависимости от категории актива. Дебиторскую задолженность и обязательства списывают при наличии оснований для списания – например, по истечении срока исковой давности. Расхождения в величинах обязательств или дебиторской задолженности досписывают либо доначисляют по правилам, установленным федеральными стандартами для соответствующих объектов.
Корректировочные записи вносят в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую велась инвентаризация. Подробнее о таких датах – в таблице.
Таблица. Регистрация инвентаризационных результатов
Особенности процедуры | Момент отражения в учете |
---|---|
Инвентаризация запасов на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях в период наименьших остатков | В отчетном периоде окончания проверки, но не позднее 31 декабря отчетного года |
Инвентаризация, проведенная не ранее 1 октября отчетного года | В отчетном периоде завершения проверки, но не позднее 31 декабря отчетного года |
Инвентаризация иных объектов | Последним календарным днем отчетного года – 31 декабря |
Сравнение ФСБУ 28/2023 с предыдущим порядком проведения инвентаризации
Отметим и другие моменты, которые изменили процедуру инвентаризации.
Таблица. Различия в прежнем и новом инвентаризационном подходе
Что изменилось | Суть различий | |
---|---|---|
Прежний подход | Новый подход | |
Структура нормативного регулирования | Не основан на Законе № 402-ФЗ с точки зрения содержания регулирующего документа – методических указаний из приказа Минфина № 49 | Основан на Законе № 402-ФЗ с точки зрения содержания регулирующего документа – нового федерального стандарта |
Обязательное проведение инвентаризации | Устанавливался порядок проведения процедуры и оформления итогов | Установлены требования к проведению проверки и детализированы вопросы ее обязательного проведения |
Общие инвентаризационные требования | Отсутствовали | Установлено пять общих требований:
|
Закреплена терминология | Термины не определялись | Определены новые термины по инвентаризации:
|
Формат инвентаризационных документов | Требования были ориентированы преимущественно на бумажные носители | Нет ограничений на применение электронных документов по решению экономического субъекта |
Создание инвентаризационной комиссии | При малом объеме работ допускалась проверка ревизионной комиссией | Определено три ситуации, когда не обязательна инвентаризационная комиссия |
Неполный состав инвентаризационной комиссии | Результаты проверки аннулировались при отсутствии хотя бы одного члена комиссии | Допустимо отсутствие менее ⅕ членов комиссии при обязательном проведении инвентаризации |
Практические рекомендации по применению ФСБУ 28/2023
Инвентаризационная процедура по новым правилам включает те же этапы, что и прежде, но имеет ряд особенностей.
Шаг 1 (новый). Годовой инвентаризационный график.
По проверяемым объектам нужно установить сроки контроля так, чтобы завершить его до составления годовой бухотчетности. Все сроки сводятся в график, который затем утверждает руководитель – например, в составе положения об инвентаризации как приложения к учетной политике фирмы для целей бухучета.
Шаг 2 (прежний + новый). Приказ руководителя о проведении проверки.
Издать приказ можно по унифицированной форме № ИНВ-22 либо в произвольном виде.
В распоряжении руководителя важно указать список проверяемых объектов, а также даты начала и окончания сверки.
Если объем задач при сверке большой, руководителю важно создать несколько комиссий и распределить проверяемые активы и обязательства между ними. При наличии причин, указанных в стандарте, комиссию можно не создавать.
Шаг 3 (новый). Создание условий для инвентаризации.
Важно заранее обеспечить условия для точного и полного выявления проверяемых объектов. Для инвентаризации нужно выделить персонал и достаточное количество оборудования и инвентаря, включая при необходимости:
-
исправный транспорт;
-
исправные технические средства;
-
связь и коммуникации;
-
весовое хозяйство;
-
мерную тару;
-
измерительные приборы и т.д.
Если известно, что процедура займет несколько дней, важно заранее найти способ, как ограничить доступ посторонних в места наличия активов в период отсутствия комиссии. Можно оборудовать помещения сигнализацией, системой видеонаблюдения или обеспечить возможность опечатать их.
Шаг 4 (прежний). Запрос документов у материально ответственного лица.
Для ревизии имущества и денежных средств материально ответственные лица предварительно:
-
предоставляют комиссии еще не переданные в бухгалтерию расходные и приходные документы;
-
выдают расписки, что все имеющиеся документы об объектах сданы в бухгалтерию либо комиссии, поступившие ценности оприходованы, а выбывшие – списаны.
Шаг 5 (прежний + новый). Бланки инвентаризационных документов.
Предварительно следует сформировать бланки документов для фиксации выявленных активов и обязательств и расхождений между фактическими и учетными сведениями. Документы можно создать:
-
как по унифицированной, так и по самостоятельно разработанной форме;
-
как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
В любом случае документы теперь должны соответствовать требованиям ст. 9, 10 и 29 Закона № 402-ФЗ, а также ФСБУ 27/2021.
Шаг 6 (прежний + новый). Проведение проверки.
Сверять наличие активов и обязательств с данными учета, оценивать их состояние и стоимость необходимо сплошным методом. Полученные данные вносят в определенные формы, это могут быть типовые бланки или бланки, разработанные компанией самостоятельно.
Например, наличие проверяемого объекта можно отражать в инвентаризационных описях по унифицированной форме из постановления Госкомстата от 18.08.1998 № 88.
Отклонения фактических данных от учетных можно фиксировать в сличительных ведомостях по унифицированным формам № ИНВ-18 и № ИНВ-19 из постановления Госкомстата от 18.08.1998 № 88.
Дополнительно следует оценить:
-
наличие признаков обесценения по активам;
-
необходимость создания либо корректировки оценочного резерва под обесценение.
Шаг 7 (прежний). Протокол заседания инвентаризационной комиссии.
По окончании проверки инвентаризационная комиссия формирует протокол заседания, в котором указывает:
-
предложения о зачете по пересортице – на основании пояснений материально ответственного лица о ее причинах;
-
пояснения о неотнесении ущерба от недостачи на виновников;
-
активы, подлежащие списанию или корректировке по стоимости;
-
выводы, решения и предложения по вопросам сохранности имущества и иных ценностей;
-
величины оценочных резервов либо указание на то, что соответствующий резерв не формируется ввиду отсутствия оснований для этого.
Также в протокол вносят обычные данные о времени проведения заседания, составе присутствующих и так далее.
Шаг 8 (прежний). Ведомость учета результатов проверки.
Обобщить выводы необходимо в соответствующей ведомости. Ее составляют по унифицированной форме № ИНВ-26 из постановления Госкомстата от 27.03.2000 № 26 либо на самостоятельно разработанном бланке, утвержденном руководителем. Главное – отразить в ней все недостачи и излишки, а также способ их урегулирования.
Шаг 9 (новый). Квалификация результатов проверки.
По новым правилам, отражать инвентаризационные расхождения можно только после их квалификации руководителем. Под квалификацией понимают определение:
- объектов, оказавшихся в излишке;
- недостачи активов в пределах, сверх или в отсутствие норм естественной убыли, где под недостачей понимают утрату, порчу либо повреждение активов;
- возможности продажи или использования утраченных, испорченных, поврежденных активов;
- факта пересортицы активов;
наличия оснований для:
- возмещения организации убытков от недостачи активов;
- признания дебиторской задолженности безнадежной либо сомнительной;
- списания обязательств;
- досписания или доначисления иных объектов учета.
Шаг 10 (прежний). Приказ об утверждении результатов проверки.
Решение оформляют на произвольном бланке, но с обязательным распоряжением руководителя устранить все выявленные расхождения.
Шаг 11 (прежний + новый). Отражение расхождений в бухгалтерском учете.
По новым правилам, расхождения в зависимости от их вида и наличия виновника относят на прочие доходы, прочие расходы или на расчеты с виновным лицом. Также итоги проверки учитывают путем начисления обесценения по объекту или путем его списания.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Заключение
Новый федеральный стандарт пришел на смену правилам, утвержденным еще в 1995 году – около 30 лет назад. За это время подход к отражению фактов экономической жизни в бухгалтерском учете изменился кардинально, и обновление правил было просто необходимо. Кроме того, регулирование инвентаризаций методическими указаниями из приказа Минфина № 49 не соответствует Закону № 402-ФЗ, где сказано, что требования к таким процедурам определяют только федеральные стандарты.
Ознакомиться с официальным текстом нового стандарта можно на сайте Минфина. Все рекомендации по применению стандарта приведены на сайте Фонда «НРБУ «БМЦ». Кроме того, Фонд регулярно проводит семинары по применению новых нормативных актов по бухучету.