Письмо Минфина России от 19 ноября 2024 г. N 24-06-09/114739
"О рассмотрении обращения"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части возможности использования проектно-сметного метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг по обследованию зданий, сообщает следующее.
Положениями пунктов 118 и 125 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 указанной статьи.
Так, согласно части 9 статьи 22 Закона N 44-ФЗ допускается использование проектно-сметного метода при определении НМЦК на:
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ1;
проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора2.
Кроме того, проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений (часть 91 статьи 22 Закона N 44-ФЗ).
В случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе применить иные методы, при условии включения обоснования невозможности применения указанных методов в обоснование НМЦК (часть 12 статьи 22 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, при осуществлении закупок на оказание услуг по обследованию зданий заказчик вправе применить метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), а также иной метод определения НМЦК, при условии включения обоснования невозможности применения методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, в обоснование НМЦК.
С уважением,
Заместитель директора Департамента | Н.В. Конкина |
------------------------------
1 Методики и нормативы (государственные элементные сметные нормы) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденные в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
2 На основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.