Говоря про обходной лист при увольнении (законно ли это), многие уверены, что работодатель злоупотребляет своим правом. Давайте разберемся, так ли это, можно ли обойтись без обходного листа и что будет, если его не подписать.

Все про обходной лист при увольнении: образец, шаблон, особенности

При увольнении важно соблюдать обязательные процедуры. Малейшее нарушение грозит санкциями, судебными разбирательствами и финансовыми потерями. Поэтому вопрос, нужен ли обходной лист при увольнении, – отнюдь не праздный.
Юридический статус обходного листа
ТК не устанавливает обходной лист как обязательный документ, а его подписание как этап расторжения трудовых отношений (письмо Минтруда от 16.09.2020 № 14-2/ООГ-14959). Но трудовые отношения регулируют не только нормы ТК, но и локальные нормативные акты (ЛНА) (ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 22 ТК).
ЛНА – это внутренние документы организации, которые:
-
устанавливают дополнительные права и обязанности по вопросам, не урегулированным трудовым законодательством;
-
рассчитаны на неоднократное применение.
Вопрос о правомерности обходного листа на работе не урегулирован ТК, и работодатель решает его на уровне ЛНА. Например, закрепляет форму документа и порядок его применения в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР).
Плюс обходных листов в том, что они заменяют собой инвентаризацию, обязательную при увольнении материально ответственных лиц. По сути они аналогичны описи или ведомости, в которой фиксируется отсутствие убытков при увольнении работника.
Законны ли обходные листы как элемент внутреннего контроля? Да, если они закреплены в этом качестве в ЛНА и иных регламентах работодателя.
Последствия отказа от подписания обходного листа
Ни один ЛНА не может ухудшать положение сотрудника по сравнению с его правами по ТК (ч. 4 ст. 8 ТК). Поэтому важно правильно оформить применение обходного листа при увольнении работника, выбрав корректные и безопасные формулировки.
Однако неподписанный обходной лист работника может свидетельствовать о числящейся за ним недостаче. В этом случае применяются санкции не за отказ собрать подписи, а за нанесение ущерба нанимателю. Это необходимо прописать в ЛНА – например, так:
Если за увольняемым числится недостача или долг, его можно привлечь к материальной ответственности за причиненный прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК, п. 15 постановления Пленума ВС от 16.11.2006 № 52). Выявить задолженность помогает обходной лист увольняющегося. А взыскать с него убытки можно и после увольнения – в судебном порядке (ч. 3 ст. 232 ТК). Обратиться в суд разрешено в течение года со дня выявления недостачи (ч. 4 ст. 392 ТК).
Обратная ситуация – санкции к работодателю за нарушения при увольнении из-за отказа работника оформить обходной лист. Если не выдать вовремя трудовую книжку или сведения по форме СТД-Р, не рассчитаться по зарплате и неиспользованному отпуску или не выполнить любую иную обязанность, придется платить увольняемому компенсацию (ст. 234, 236 ТК). Бывший сотрудник вправе обратиться в суд, и с большой вероятностью он выиграет дело (ч. 2 ст. 381 ТК, письмо Минтруда от 07.03.2019 № 14-2/ООГ-1577).
Кроме того, за злоупотребления при увольнении работодателю и виновному должностному лицу грозит ответственность по ст. 5.27 КоАП. Подробнее о санкциях – в таблице.
Таблица. Административная ответственность за несоблюдение требований ТК
Состав правонарушения | Мера ответственности | ||
---|---|---|---|
Для юрлица | Для ИП | Для виновного физического лица | |
Невыплата, неполная или несвоевременная выплата увольняемому зарплаты, компенсации за неиспользованный отпуск и других причитающихся сумм | Штраф от 30 000 до 50 000 руб. | Штраф от 1 000 до 5 000 руб. | Предупреждение или штраф от 10 000 до 20 000 руб. |
Лишение возможности трудиться из-за невыдачи или несвоевременной выдачи трудовой книжки | Предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб. |
На сайте есть статья, которая поможет вовремя сдать нужную отчетность при расставании с работником, что убережет от санкций и финансовых потерь. Все подробности – по ссылке ниже.
Как работать с обходным листом
Выяснив, обязателен ли обходной лист, нужно разобраться, как с ним работать. Какой-либо инструкции трудовое законодательство не содержит. Порядок действий ответственных лиц необходимо определить самостоятельно и закрепить в ЛНА, например в ПВТР.
Если работодатель – малое предприятие, то он освобожден от утверждения ЛНА и заключает трудовые договоры по типовой форме из постановления Правительства от 27.08.2016 № 858. Такой субъект вправе внести информацию про обходные листы непосредственно в типовые договоры с работниками (ст. 309.2 ТК).
Шаг 1. Что предусмотреть в ЛНА
В ЛНА важно закрепить форму обходного листа: общую для всего персонала или разные для различных департаментов. Один или несколько шаблонов оформляют в виде приложения к ЛНА. С его содержанием штатный персонал знакомят под подпись.
Получить обходной лист увольняемый может у:
-
непосредственного руководителя;
-
начальника отдела кадров;
-
секретаря генерального директора;
-
иного уполномоченного лица.
Допустимо закрепить в ЛНА любой удобный вариант. На практике документ зачастую выдает непосредственный руководитель, визирующий заявление об увольнении.
Сбор подписей предусмотрите в начале рабочего дня, с утра. Обход может затянуться, и есть риск, что обходной лист сотрудника останется недооформленным. Подписантам стоит вменить в обязанность оперативно визировать обходной лист работника и ставить визирование в приоритет.
Важно определить, кто подписывает обходные листы в период отпуска или болезни уполномоченного лица. Должность замещающего можно закрепить в ЛНА или оставить на усмотрение руководителя департамента.
Шаг 2. Чьи подписи собрать
Состав подписантов может предопределяться формой обходного листа, где подразделения и ответственные лица прописаны заранее. Но бланк может быть и открытым, чтобы подписанты могли внести туда сведения самостоятельно. Выбор формата и состава реквизитов в любом случае остается за работодателем.
Обязательными в обходном листе можно считать сведения о возврате увольняющимся:
-
пропуска;
-
ключей;
-
канцтоваров и иного инвентаря, принадлежащего фирме или ИП;
-
специальной одежды, обуви и иных средств защиты, если они выданы, но не переданы в собственность;
-
компьютера, ноутбука и иных IT-инструментов и оборудования;
-
служебного телефона или автомобиля, если он был выдан;
-
иного принадлежащего работодателю имущества;
-
материальных ценностей, находящихся в зоне ответственности специалиста, например, на складе или в архиве;
-
кредиторской задолженности увольняемого, в том числе по выданным ему подотчетным средствам.
Как правило, в списке подписантов – бухгалтерия, отдел кадров, IT-отдел, административно-хозяйственный отдел, служба безопасности и непосредственный руководитель. В зависимости от профессии или должности работника и исполняемых им обязанностей этот минимальный перечень может быть расширен.
Шаг 3. Как сдать документ
Финальную отметку ставит лицо, уполномоченное работодателем, например непосредственный руководитель или начальник отдела кадров. Автор финальной подписи предопределяется шаблоном или назначается в ЛНА.
Куда сдавать документ, решает работодатель. Можно уполномочить принять его как непосредственного руководителя, так и генерального директора. Главное – гарантировать отсутствие задолженности у любой из сторон и возврат увольняемым вверенных ему ценностей.
Содержание и структура обходного листа
Причина расторжения трудовых отношений на форму документа не влияет. При увольнении по собственному желанию обходной лист такой же, как и при сокращении штата или расставании по медицинским показаниям.
Универсального шаблона нет, каждый работодатель создает и утверждает его самостоятельно. Но есть типовой перечень реквизитов, без которых не обойтись. Они и определяют, что такое обходный лист.
В бланке важно предусмотреть как минимум следующие сведения:
О работнике:
- его Ф.И.О. и должность или профессия;
- подразделение, из которого он увольняется;
- дата увольнения.
О передаче имущества и исполнении иных обязанностей сторонами:
- названия подразделений;
- отметки об исполнении обязанностей, включая список возвращенных сотрудником ценностей;
- Ф.И.О. и подписи должностных лиц подразделений с проставлением даты.
Информацию об исполнении обязанностей сторонами удобно представить в табличной форме. Количество и состав граф в таблице определяет работодатель. Например, можно предусмотреть столбцы для:
-
названия подразделения;
-
отметки об исполнении обязанности;
-
Ф.И.О. и должности уполномоченного лица;
-
его подписи и даты.
Каждая отметка должна быть информативной, чтобы было понятно, какая обязанность и кем исполнена. Как правило, ответственные указывают: «задолженности нет», «пропуск сдан», «трудовая книжка выдана», «электронный почтовый ящик отключен» и так далее.
На сайте есть подробная статья о том, какие документы выдавать сотрудникам при увольнении. Рекомендуем ознакомиться с полным перечнем форм, по которым проставляют отметки в обходном листе.
Образец и бланк обходного листа
Бланк обходного листа оформляют как приложение к ЛНА, например в виде приложения к ПВТР. Локальный документ утверждают приказом руководителя, знакомят с ним персонал под подпись.
Вот как выглядит обходной лист (бланк) в стандартном случае:
Скачайте этот бланк бесплатно, его можно использовать при создании собственной формы.В части сведений о сотруднике в обходном листе образец может выглядеть так:
Чем объемнее бланк, тем он универсальнее. Можно предусмотреть разные бланки для разных отделов или включить все возможные показатели в один шаблон. Выбор в любом случае за работодателем. Если бланк единый для всех, в нерелевантных строках ставьте прочерки.
В табличной части обходного листа при увольнении образец может выглядеть так:
Предлагаем бесплатно скачать готовый образец и использовать его при необходимости.
Польза обходного листа, несмотря на необязательность
По сути, обходной лист при увольнении работника заменяет собой сложную и затратную процедуру инвентаризации. Правильно подобранный бланк гарантирует исполнение сторонами всех обязанностей, отсутствие задолженности и убытков, упрощает передачу дел преемнику и при этом снижает затраты на финальный контроль.
А для увольняющегося это свидетельство, что он ничего не задолжал и получил полный расчет.