Обходной лист – это бумажный документ, используемый для контроля наличия задолженностей или невыполненных обязательств у сотрудника, увольняющегося по трудовому договору. Он предназначен для взаимодействия с различными подразделениями и ответственными лицами работодателя. Форму обходного листа необходимо утвердить локальным нормативным актом.

Шаблон: приказ об утверждении обходного листа

Чаще всего необходимость в оформлении обходного листа возникает у крупных и средних компаний с разветвленной организационной структурой. Этот документ помогает убедиться, что увольняющийся работник выполнил все свои обязательства перед работодателем, включая возврат материальных ценностей и соблюдение других требований. Например, для контроля возврата работником рабочей документации, мобильного телефона, ноутбука, пропуска, корпоративной банковской или топливной карты и пр., предоставленных ему на время работы.
По мнению Минтруда, Трудовой кодекс не содержит упоминаний об обходном листе, не требует его оформления при увольнении и не устанавливает правила его применения. Таким образом, обходной лист не входит в перечень обязательных документов при расторжении трудового договора (письмо от 16.09.2020 № 14-2/ООГ-14959).
Однако в некоторых ведомственных нормативных актах обходной лист предусмотрен как обязательный этап завершения трудовых отношений для сотрудников государственных организаций. Его оформляют, например:
-
увольняемые гражданские служащие;
-
сотрудники Минюста, учреждений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел;
-
работники Аппарата Госдумы и других государственных структур.
При этом обходные листы активно применяют и коммерческие работодатели, поскольку трудовое законодательство не запрещает их использование.
Коммерческие работодатели могут разработать и утвердить собственный шаблон обходного листа, а также установить порядок его заполнения (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 22 ТК). Для этого можно принять новый локальный нормативный акт или внести изменения в уже существующий документ, например, добавить приложение к инструкции по кадровому делопроизводству. Также требование об обязательном оформлении обходного листа при увольнении работника вы можете предусмотреть в правилах внутреннего трудового распорядка.
Законодательством не установлена унифицированная форма приказа для утверждения формы обходного листа, поэтому работодатель может разработать ее самостоятельно, учитывая внутренние нормы документооборота. Кроме того, рекомендуется разработать и утвердить саму форму обходного листа с учетом специфики деятельности вашей организации.
Рекомендуется включить в приказ следующие пункты:
- Наименование организации.
- Название документа (например «Приказ об утверждении формы обходного листа»).
- Дату и номер приказа.
- Содержание приказа, в котором указывается утверждение формы обходного листа и порядок его применения.
- Лиц, ответственных за внедрение и контроль использования утвержденной формы.
- Подпись руководителя организации.
Предлагаем вам воспользоваться шаблоном приказа об утверждении обходного листа, подготовленным нашими специалистами.