Контрольные закупки в 2025 г. Как проводятся, как приготовиться, как обжаловать?
Проверки
24.11.2024
Поделиться

Контрольные закупки в 2025 г. Как проводятся, как приготовиться, как обжаловать?

Организация контрольной закупки – это забота проверяющих (в зависимости от ситуации – налоговиков, представителей Роспотребнадзора, Росалкогольтабакконтроля). Однако это не значит, что проверяемые должны занимать пассивную позицию: надо знать и контролировать проведение контрольных закупок, чтобы не упустить нарушения, предъявлять обоснованные претензии и обжаловать их.
Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
92
просмотра

Это один из видов контрольных (надзорных) мероприятий (ст. 56, 67 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ, далее – Закон о контроле). Контрольные закупки могут быть проведены как непосредственно, так и дистанционно. То есть проверяющие могут просто прийти на объект, а могут оформить заказ по почте, через интернет, по телефону.

Если контрольная закупка производится непосредственно, то необходимо или присутствие не менее двух свидетелей или инспекторов – представителей проверяющего ведомства, или ведение видеозаписи. Вообще, по смыслу Закона о контроле фото-, аудио- и видеофиксация не обязательны.

Контрольная закупка потому так и именуется, что осуществляется для контроля, т.е. проверки оперативной деятельности проверяемого в нормальной, каждодневной обстановке. Поэтому о контрольной закупке предварительно не уведомляют – теряется ее смысл. Так что приготовиться к этому мероприятию нельзя, а точнее сказать – надо быть готовым всегда.

Главный документ, устанавливающий определение контрольной закупки и рамочный порядок ее проведения, – это Закон о контроле. Также имеются ведомственные документы, которые адаптируют и конкретизируют алгоритм проверок. Так, органы:

  • Роспотребнадзора руководствуются п. 21, 22 положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей (утв. постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 г. № 1005);
  • Росалкогольтабакконтроля – положением, которое утвердил тот же орган от 25.06.2021 г. № 1010;
  • налоговики, проверяя корректность применения ККТ и все связанное с этим, – положением, утв. постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 г. № 27 (далее – Положение).

Внеплановые контрольные закупки проводятся, по общему правилу, по согласованию с прокуратурой (за исключением случаев, описанных в п. 3–6 ч. 1 ст. 57, ч. 12 ст. 66 Закона о контроле).

Несмотря на расхождения в нюансах – все-таки ведомства интересуются разными вещами – основание проведения контрольной закупки, процедура, временные рамки, оформление в целом соответствуют установленному порядку в Законе о контроле.

Так, срок проведения контрольной закупки в любом случае равен периоду времени, достаточному для проведения сделки в обычной ситуации – например, розничной покупки товара бытового использования.

Процедура тоже схожа. Завершив контрольную закупку в реальной жизни, т.е. непосредственно взаимодействуя с проверяющим, чиновник:

  • объявляет о ее проведении;
  • показывает удостоверение самому контролируемому или его уполномоченному представителю;
  • предъявляет решение о проведении контрольной закупки – копию на бумаге или электронный документ.

Средства за покупку возвращаются незамедлительно, или, если перечисление делалось в безналичном виде, оформляется возврат на соответствующий счет. Если продукт (товар) не утратил своих свойств, то он возвращается продавцу.

Порядок проведения дистанционной контрольной закупки несколько иной, с поправкой на применяемые технологии:

  • товар приобретается дистанционно;
  • не позднее следующего рабочего дня объявляется о проведении дистанционной контрольной закупки размещением копий решения и акта в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, который администрирует Генпрокуратура;
  • производится возврат товара (продукции) в том же порядке, что и при обычной закупке.

Расскажем о контрольной закупке при проверке применения ККТ, поскольку это наиболее распространенный и проблемный вид надзорного мероприятия. Рассмотрим ключевые моменты.

Что является основанием для закупки?

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований (утв. приказом Минфина от 06.06.2023 г. № 88н) в настоящее время содержит три индикатора, которые могут свидетельствовать о наличии нарушений и необходимости проведения проверки:

  1. У налогоплательщика имеется зарегистрированная ККТ, но в течение 60 календарных дней в АИС ФНС не поступают фискальные документы.
  2. В течение 30 календарных дней возвраты (т.е. фискальные документы с признаком расчета «Возврат прихода») составляют 30 и более процентов от общего количества прихода (т.е. фискальных документов с признаком расчета «Приход»). Исключение сделано лишь для ломбардов.
  3. В течение 30 календарных дней 30 и более процентов от общего количества фискальных документов составляют чеки коррекции (соответствующие БСО).

    На момент подготовки материала Минфин обновил перечень индикаторов, дополнив их двумя (ID проекта 145618):

  4. В течение 30 календарных дней (последовательно) ККТ с одним и тем же заводским номером дважды и более изменяла место применения (установки). Исключение сделано для ККТ, которая используется вне стационарного места торговли.
  5. Это основание для организаций и ИП, оказывающих услуги общественного питания:

В отчетном месяце, т.е. календарном месяце календарного года, предшествующем текущему месяцу, в котором рассчитывается индикатор риска, зафиксировано следующее отклонение:

  • суммы выручки на один рубль ФОТ отклоняются от базового значения суммы выручки на один рубль ФОТ и (или)
  • доля наличной выручки отклоняется от базового значения (диапазона), которые будет рассчитывать ФНС для фастфуда, среднего и дорогого общепита по методике, которая тоже будет утверждена, вместе с дополнительными индикаторами.

Нужно ли согласование с прокуратурой?

Выявив основания для проверки, налоговики должны согласовать внеплановую контрольную закупку с прокуратурой (ч. 11 ст. 67 Закона о контроле). Однако если проведено выездное обследование и вскрылись признаки нарушений, то инспектор вправе провести контрольную закупку незамедлительно (ч. 7 ст. 75 Закона о контроле).

Сколько идет закупка?

Контрольная закупка длится столько же, сколько моделируемая сделка (ч. 6 ст. 67 Закона о контроле). Однако до 2030 года срок проведения контрольной закупки в рамках контроля за применением ККТ (в том числе за полнотой учета выручки) может быть увеличен до 25 рабочих дней. Также до 2030 года инспекторы вправе незамедлительно начать документарную или выездную проверку, выявив в ходе контрольной закупки нарушение обязательных требований. Решение о проведении таких проверок принимать не нужно (п. 11(21) постановления Правительства от 10.03.2022 г. № 336). Информация о такой проверке вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий не позднее пяти рабочих дней с момента начала.

Акт по результатам контрольной закупки до 2030 года оформляют в течение пяти рабочих дней со дня ее окончания (п. 11(22) указ. постановления).

Если выявлены нарушения обязательных требований, выдается предписание об их устранении с указанием сроков (п. 36, 37, 40 положения о госконтроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки).

Инспектор и контролируемое лицо (его представитель) могут лично и непосредственно взаимодействовать лишь один рабочий день (ч. 4 ст. 65 Закона о контроле). Контрольная закупка предполагает или участие двух свидетелей/налоговых инспекторов, или применение видеозаписи (ч. 4 ст. 67 Закона о контроле, п. 23 рассматриваемого Положения).

Как проводится контрольная закупка?

Моделируется ситуация с проведением расчетов, причем это может быть не только покупка с приемом денег, но и выплата их в связи с возвратом. То есть сотрудник ИФНС под видом обычного покупателя приобретает, оплачивает товар (работу, услуги), не уведомляя об этом проверяемого. Контролер проверяет факт выдачи кассового чека или иного документа в подтверждение приема денег, при необходимости процесс сопровождается аудио- и видеозаписью (ч. 4 ст. 67 Закона о контроле, п. 30 указ. Положения).

В завершение контрольной закупки налоговики должны:

  • объявить о ее проведении;
  • предъявить удостоверения;
  • показать копию решения на бумаге или в цифровом виде.

Ознакомьтесь с решением, убедитесь в том, что в нем указаны необходимые данные и реквизиты (ч. 1 ст. 64 Закона о контроле):

  • дата, время и место его принятия;
  • орган, его принявший;
  • что явилось основанием для закупки;
  • данные налоговых инспекторов, ее проводящих (Ф.И.О., должности). Убедитесь в том, что данные проверяющих совпадают с теми, что указаны в решении (ст. 64, 67 Закона о контроле);
  • данные проверяемого (наименование, адрес);
  • предмет закупки.

Сотрудники налогового органа вправе ознакомиться с документами, касающимися ККТ (приобретение, регистрация, перерегистрация), причем как в оригиналах, так и в копиях (простых, нотариально удостоверять не надо) (ч. 8 ст. 21 Закона о контроле). Сотрудники ИФНС убеждаются:

  • в исправности ККТ;
  • правильно ли отображается время на чеке;
  • в корректности реквизитов, указанных в чеке;
  • в соответствии фактического места установки ККТ указанному в документах.

Конкретного перечня того, что проверяют налоговики, нет, они должны действовать так, чтобы достичь целей контрольной закупки.

Какими документами оформляются итоги проверки?

Так, убедившись в том, что имеет место нарушение, проверяющие вправе сформировать и вывести на печать отчет о текущем состоянии расчетов (п. 23 Положения). Вне зависимости от результатов закупки составляется акт (в двух экз.), который подписывается как сотрудниками ИФНС, так и пользователем кассы (п. 36 Положения).

Он оформляется на месте проведения закупки в день окончания (иное может быть установлено законом или иными НПА, ч. 3 ст. 87 Закона о контроле, п. 37 Положения) – так, в частности, вплоть до 2030 года акт допускается оформлять в течение пяти рабочих дней с даты окончания (п. 11(22) постановления Правительства от 10.03.2022 г. № 336). Типовая форма акта утверждена Минэкономразвития (приказ от 31.03.2021 г. № 151).

Акт может быть составлен как в бумажной, так и в электронной форме, и подписывается тоже в зависимости от формы – собственноручно или УКЭП (ч. 1 ст. 21 Закона о контроле). Об отказе от подписи делается отметка, этот отказ не препятствует дальнейшему ходу дела (ч. 3 ст. 88 Закона о контроле).

Если выявлено нарушение, то отмечается, какое именно и устранено ли оно до окончания проверки.

К акту прилагаются документы и иные материалы, в том числе видеозапись (если велась) (ст. 87 Закона о контроле).

При выявлении нарушения возбуждается дело об административном правонарушении, выдается предписание об устранении (ст. 90 Закона о контроле, п. 40 Положения).

Если у вас есть обоснованные претензии к тому, как проведена закупка, оформлены ее результаты, то вы вправе запустить процесс сначала досудебного обжалования (это обязательный этап), а потом и судебного.

Вы узнали (должны были узнать) о нарушении своих прав – жаловаться на решение контрольного органа, действие или бездействие его должностных лиц можно не позднее 30 дней (по календарю). Если получили предписание, то на обжалование отведено 10 рабочих дней с даты получения (ст. 40 Закона о контроле).

Жалоба направляется на Госуслугах (ч. 1 ст. 40 Закона о контроле). До 2030 года она должна подписываться УКЭП, усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат которой используется для получения госуслуг, простой ЭП физлица – руководителя, уполномоченного представителя, ИП.

Жалоба рассматривается руководителем (заместителем) ИФНС или вышестоящим органом ФНС по подчиненности не позднее 20 рабочих дней с даты регистрации (ст. 43 Закона о контроле, п. 43 Положения).

Если результаты обжалования не удовлетворяют, то придется идти в арбитраж. Это можно сделать не позднее трех месяцев с даты, когда стало известно (должно было стать) о нарушении (ч. 4 ст. 198 АПК).

Контрольная закупка как вид надзорного мероприятия проводится для непосредственного выявления нарушения.
Уполномоченные сотрудники органов, чьи данные указаны в решении о проведении проверки.
Моделируется ситуация, в которой проявляется обычный порядок деятельности проверяемого субъекта. Например, проверяющий приобретает в розницу какой-либо товар, чтобы убедиться в том, что организация торговли применяет ККТ (или в обратном).
Акт; по ситуации: предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения.
Она должна проводиться при наличии оснований, т.е. сведений о том, что имеет место нарушение. Решение о ее проведении принимает руководство контролирующего органа.
Ошибки могут быть самыми разнообразными: от некорректного состава проверяющих (закупку проводят не те лица, что указаны в решении) до нарушения процедуры (например, проверяющий один и не применяет видеозапись).
Результаты контрольной закупки, т.е. акт, – доказательство вины в совершении административного правонарушения. Если этот акт будет признан незаконным в результате обжалования, то и привлечение к ответственности будет неправомерным.
Тщательно контролировать ее ход и не пренебрегать возможностями обжалования.

Итак, контрольная закупка – это один из видов контроля (надзора) государства над законностью деятельности бизнеса. Проводится путем моделирования определенной ситуации – например, приобретения товара (работы, услуги), чтобы убедиться в том, что при повседневной деятельности бизнесмен соблюдает установленные правила (например, своевременно выдает корректно сформированные чеки ККТ). Если проверяющие своими действиями нарушают закон или утвержденный порядок проверки, то вы вправе обжаловать их действия сначала в досудебном (обязательном) порядке, потом и в арбитраже.