Представительские расходы: что можно учесть, а что вызовет вопросы у налоговой
Налоги и взносы
09.10.2026
Поделиться
Налоги и взносы
09.10.2026
Поделиться

Представительские расходы: что можно учесть, а что вызовет вопросы у налоговой

Даже если представительские расходы необходимы бизнесу, в них нельзя включать вообще всё. Рассмотрим, какие конкретно затраты можно в них включить.

Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
19
просмотров

Ст. 264 НК содержит конкретный перечень представительских расходов:

  • траты на официальный прием участников переговоров. Это может быть и завтрак, и обед, и любое тому подобное мероприятие – перечень открыт (письмо Минфина от 21.09.2020 № 03-03-07/82582);
  • расходы на транспортное обеспечение. То есть оплата доставки участников переговоров к месту проведения мероприятия и обратно;
  • траты на буфетное обслуживание во время переговоров, в том числе на кейтеринг, если он непосредственно связан с переговорами, а не с последующими развлекательными мероприятиями (письмо Минфина от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796);
  • оплата услуг внештатных переводчиков – имеются в виду услуги, оказываемые именно на переговорах, а не после них.

Также к представительским расходам относятся затраты на прием и обслуживание участников общества, которые прибыли на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа, независимо от места проведения указанных мероприятий. В данной статье этот вопрос не рассматриваем.

В целях учета представительских расходов не имеет значения, кто выступает участником переговоров – фактический клиент или только потенциальный (письмо Минфина от 05.07.2019 № 03-03-06/1/49848).

Обратите внимание: представительские расходы можно учесть только тогда, когда само мероприятие направлено на развитие партнерских отношений, в том числе:

  • сохранение имеющихся отношений;
  • создание новых договорных отношений;
  • расширение производственной деятельности;
  • расширение рынка сбыта;
  • поиск, устранение возможных рисков (см., например, постановления АС Волго-Вятского округа от 22.12.2022 № Ф01-7557/2022, Двенадцатого ААС от 06.06.2023 по делу № А57-25195/2022).

Если прием организован с другими целями (отбор образцов, анализ состояния производства, инспекционный контроль и т.п.), то и расходы на него не должны относиться к представительским.

Для целей налога на прибыль и УСН с объектом «Доходы минус расходы» представительские расходы можно учесть лишь в пределах норматива не более 4% от расходов на оплату труда за соответствующий отчетный (или налоговый) период (подп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264, подп. 45 п. 1 ст. 346.16 НК). Дату их признания определяйте в общем порядке (п. 2 ст. 264, п. 2 ст. 346.17 НК). При «доходной» УСН учесть представительские расходы нельзя (п. 1 ст. 346.18 НК).

При применении метода начисления для расчета берут начисленную сумму расходов на оплату труда (ст. 255, п. 4 ст. 272 НК), при кассовом – исходя из фактически выплаченных сумм (погашенной задолженности) работникам (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК).

4%-ный норматив рассчитывается не изолированно по каждому кварталу, а нарастающим итогом с начала года. Поэтому если в текущем квартале вы потратили на приемы больше, чем позволяет лимит, «лишние» суммы не сгорают: в следующих кварталах норматив возрастает, и вы сможете учесть эти расходы (ст. 264, 346.16 НК).

Плательщикам НДС, которые применяют общие ставки, надо помнить про «синхронизацию» с этим налогом: принять НДС к вычету можно только по тем представительским расходам, которые вы фактически учли в прибыли. Иными словами, часть расходов перенесли на следующий квартал – вычет по НДС с этой части тоже надо отложить. Но и в следующем квартале вы «добираете» эти «прибыльные» расходы до нового лимита и получаете право «допринять» к вычету и соответствующую сумму НДС.

Поясним на примере. В I квартале 2026 г. ООО «Эффект» (на ОСН) потратило на переговоры 36 600 руб. (в т.ч. НДС 6 600 руб.). В II квартале 2026 г. переговоров не проводилось, поэтому соответствующих расходов не было. За I квартал расходы на оплату труда составили 477 000 руб., за шесть месяцев – 1 007 000 руб. В I квартале 2026 г. норматив представительских расходов – 19 080 руб. (477 000 руб. x 4%). Бухгалтер ООО «Эффект»:

  • учитывает 19 080 руб. в целях налога на прибыль;
  • оформляет вычет НДС на сумму 4 197,60 руб. (19 080 руб. x 22%).

Остаток по представительским расходам – 10 920 руб. (30 000 руб. - 19 080 руб.), норматив за шесть месяцев – 40 280 руб. (1 007 000 руб. x 4%).

30 июня 2026 г. бухгалтер ООО «Эффект»:

  • учел в прибыли остаток расходов 10 920 руб.;
  • оформил вычет НДС на сумму 2 402,40 руб. (6 600 руб. - 4 197,60 руб.).

Необходимыми документами выступают:

  • отчет о представительских расходах с указанием времени и места проведения мероприятия, его программы, Ф.И.О., должностей участников, перечня расходов;
  • приложения к отчету – авансовый отчет, накладные, акты, чеки и другие документы, подтверждающие расходы;
  • факультативно – приказ, смета расходов (это рекомендация Минфина, см. письмо от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288).

Итак, вы пригласили делегацию иногороднего потенциального контрагента обсудить условия крупного контракта – затраты на трансфер из аэропорта и в аэропорт, на обед в ресторане или заказанные в переговорную блюда прямо указаны в ст. 264 НК. Следовательно, при наличии оправдательных документов они могут быть учтены как представительские расходы. Но есть нюансы.

По смыслу п. 2 ст. 264 НК представительские расходы – это только те расходы, которые понесены на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций. Но если толковать эту норму буквально, то надо признать, что:

  • ИП в принципе не имеют права нести представительские расходы, а это не так;
  • организации не имеют права учитывать затраты на прием и обслуживание ИП.

Актуальная позиция Минфина: расходы на проведение переговоров с физическими лицами учесть можно, если эти лица являются фактическими или потенциальными клиентами (см. письма от 05.07.2019 № 03-03-06/1/49848, от 05.06.2015 № 03-03-06/2/32859, от 03.06.2013 № 03-03-06/2/20149).

Нередко возникает вопрос: мы пригласили на переговоры потенциального заказчика (это допустимо, см. выше, письмо Минфина от 05.07.2019 № 03-03-06/1/49848), а переговоры ничем не кончились – снимут расходы или нет? Предсказывать действия ИФНС – неблагодарное дело, но сам по себе заключенный договор не является обязательным условием для признания расходов. Эта позиция сформировалась давно и остается неизменной (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 27.08.2009 по делу № А48-2871/08-18).

Но помните об экономической обоснованности (ст. 252 НК): если вы потратили миллионы на переговоры с потенциальным покупателем канцтоваров для офиса, который в течение года сделает закупку в 20 тыс. руб., то не исключено, что придется объясняться с ИФНС. Налоговики могут решить, что это притворная сделка, а на самом деле вы, например, устроили корпоратив.

Про трансфер из аэропорта и обратно мы уже сказали, с этим проблем возникнуть не должно. Но если это не просто трансфер, а специально заказанный для представителя контрагента «Майбах», то налоговики могут усомниться в обоснованности этих расходов.

Безопаснее или выбрать более бюджетный вариант, или подготовить документальные доказательства того, что выбор именно этого варианта позволяет получить ожидаемый экономический эффект. Например:

  • заключение профессиональных маркетологов, из которого следует взаимосвязь используемого дорогостоящего авто, имиджа компании и роста доходов;
  • отчет о прибылях и убытках, подтверждающий положительный экономический эффект (в т.ч. заключение выгодной сделки).
Как минимум однажды судьи прислушались к этим доводам (постановление ФАС Московского округа от 16.12.2009 № А40-60528/08-139-243).

Что до трансфера из другого города или страны, то здесь тоже возможны претензии. Позиция налоговиков сформирована давно: оплата стоимости проезда участников переговоров из других городов или стран в город, в котором состоятся переговоры, – это не представительские расходы (см. письмо московского УФНС от 14.07.2006 № 28-11/62271). Если вы считаете иначе, то, скорее всего, придется судиться. Имейте в виду: свежих судебных актов в пользу налогоплательщиков нет, есть только старые (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 31.08.2006 № А65-18519/2005-СА2-22, Северо-Западного округа от 23.09.2008 № А56-33426/2007).

Строить защиту с опорой на старые вердикты рискованно. Помните и о том, что будут претензии по поводу НДФЛ: оплата расходов физических лиц образует их доход.

Минфин считает, что расходы на культурную программу – это расходы на развлечения, и в состав именно представительских мероприятий она не попадает (письмо от 30.10.2023 № 03-03-06/1/103183).

Не следует включать в представительские расходы чаевые официантам, оплату боя посуды, плату за разбитые зеркала и сломанную мебель.

Услуги кейтеринга, если они приобретались для развлекательных мероприятий, нельзя включить в представительские расходы (п. 2 ст. 264 НК, письмо Минфина от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796). Не следует и пытаться включать в представительские расходы стоимость билетов в театр, на концерты, экскурсии (письмо Минфина от 30.10.2023 № 03-03-06/1/103183), а также расходы на оздоровительные мероприятия.

Можно ли учесть в представительских расходах затраты на алкоголь? К решению этого вопроса надо подходить осторожно. НК позволяет учитывать расходы на проведение официальных приемов, не уточняя, касается ли это алкоголя.

Минфин в своих письмах также признает, что расходы на приобретение алкогольных напитков могут входить в состав представительских (см., например, письма от 22.01.2019 № 03-03-06/1/3120, от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176, от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136), есть и соответствующие судебные решения (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 по делу № А55-14189/2012, Центрального округа от 27.08.2009 по делу № А48-2871/08-18, Северо-Кавказского округа от 30.10.2008 № Ф08-6557/2008 и многие другие).

Но затраты в любом случае должны быть экономически обоснованными, т.е. как минимум траты на алкоголь должны быть сопоставимы с масштабом выгоды, которая будет получена по результатам мероприятия. И Минфин настаивает также на учете обычаев делового оборота (письма от 19.11.2004 № 03-03-01-04/2/30, от 09.06.2004 № 03-02-05/1/49).

Обычай – это нигде не закрепленное, но всеми признаваемое правило. Налогоплательщикам придется самим решать, уместен ли алкоголь, с учетом состава и количества участников мероприятия, их пола, возраста, и следить за тем, чтобы количество заявленных трат на горячительные напитки не вызывало недоумения.
Предположим, что в мероприятии участвуют четыре человека: один мужчина (35 лет) и три женщины (30 лет, 42 и 52 года). Тема переговоров – поставка материала на пошив одежды для новорожденных. С учетом пола, возраста и темы переговоров две бутылки легкого вина, скорее всего, не вызовут вопросов, а вот четыре бутылки водки – могут.

Обычаи делового оборота предполагают вручение подарков, в т.ч. цветов, конфет, сувениров. По логике, траты на них можно включить в представительские расходы. Однако проблемы не исключены, потому что Минфин высказывает противоположные мнения:

  • категорически нельзя учитывать (письма от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136, от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176);
  • можно учитывать, если обычаи делового оборота требуют (письмо Минфина от 16.08.2004 № 02-5-10/51).

Суды преимущественно лояльны к налогоплательщикам (хотя свежей практики обнаружить не удалось, см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.05.2006 № Ф04-2610/2006, Московского округа от 31.01.2011 № КА-А40/17593-10, Центрального округа от 27.08.2009 № А48-2871/08-18).

Полагаем, что если есть доказательства экономической обоснованности, вручение цветов включено в программу представительского мероприятия и отражено в смете, то расходы не снимут – а если нет, то снимут, но суд может поддержать (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2006 № А29-1822/2005а). Следует также помнить об опасностях претензий в части НДС и НДФЛ.

С бытовой точки зрения прием гостей традиционно подразумевает и проживание. Более того, есть судебные решения (довольно-таки старые), в которых подтверждается, что под обслуживанием понимается и обеспечение жильем иногородних (постановления ФАС Уральского округа от 08.11.2005 № Ф09-4994/05-С7, ФАС Поволжского округа от 16.03.2006 по делу № А72-5629/05-6/435, № А72-5959/05-6/450). Если вы готовы отстаивать свою правоту в суде, то можете включать эти расходы в представительские, но имейте в виду, что Минфин высказывался против этого (письма от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796, от 16.04.2007 № 03-03-06/1/235).

Итак, подведем итоги:

  • можно учесть представительские расходы на официальный прием, транспорт для участников переговоров до места проведения мероприятия (в разумных пределах), буфетное обслуживание, услуги переводчиков во время переговоров;
  • с оговорками и осторожно учитывайте расходы на алкоголь, цветы, подарки;
  • нельзя учесть в представительских затраты на культурную программу (театр, экскурсии, развлечения);
  • в «прибыльных» расходах можно учесть не более 4% от расходов на оплату труда за соответствующий период;
  • не забывайте о том, что все расходы должны быть экономически обоснованны, а также понесены реально и подтверждены документально.

Комментарии для сайта Cackle
Наш сайт использует файлы cookie.

Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование.

Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера.

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности.