Налоговые оговорки. Как сделать так, чтобы они «работали»
Право
10.12.2024
Поделиться

Налоговые оговорки. Как сделать так, чтобы они «работали»

С 2025 года многие упрощенцы становится плательщиками НДС, и всерьез рассматривают возможность применения общих ставок, чтобы не терять вычеты. В этой связи возникает еще один вопрос: как снизить риск того, что налоговики снимут вычеты по вине поставщика?
Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
141
просмотр

Упрощенец, выбирая общие ставки НДС, не только приобретает возможность принимать налог к вычету, но и автоматически становится потенциальным звеном разрыва. Решение о применении специальных ставок (5% или 7%, в зависимости от размера доходов) не только означает утрату права на вычет «входного» НДС, но и практически исключает упрощенца из списка потенциальных нарушителей. Разумеется, выбор НДС-стратегии диктуется не только (и не столько) этим обстоятельством, но все-таки упомянуть надо.

Знаем, что многие с недоверием относятся к налоговым оговоркам, полагая: ну что могут исключить несколько предложений? Но, во-первых, в таком случае можно смело утверждать, что любой договор – филькина грамота, во-вторых, все зависит от формулировок этих самых нескольких предложений.

Налоговая оговорка – реальный шанс снизить риск снятия вычетов без вашей вины. В общем смысле это действительно условие о том, что если покупатель или заказчик не сможет получить вычет вследствие действий (бездействия) своего контрагента, то «удруживший» таким образом деловой партнер возмещает потери.

Самый простой пример: налоговики отказывают вашему ООО «Успех» в вычете по НДС по договору с ООО «Сомнение». Причина: выявлен разрыв на стороне последнего. Если вы включили в договор с этим «Сомнением» корректно сформулированную налоговую оговорку, то сможете взыскать свои потери с этого ООО.

Еще раз подчеркнем: лишь та оговорка имеет смысл, которая продумана и сформулирована для вашего конкретного случая. Есть множество причин, по которым отличный инструмент может превратиться в пустые слова. Итак, сначала немного теории.

Что говорит Гражданский кодекс? Не стоит удивляться. Налоговая оговорка будет спасать нас от налоговых неприятностей, но «ноги»-то растут из ГК, точнее, из двух его норм:

  • ст. 406.1 ГК «Возмещение потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств»;
  • ст. 431.2 ГК «Заверения об обстоятельствах».

Не возбраняется использовать и другие нормы, но, как правило, применяют конструкцию или ст. 406.1, или 431.2 ГК. А разница вот в чем.

Согласно ст. 406.1 ГК, поставщик обязуется возместить потери покупателю в связи с тем, что наступило определенное событие. Вину поставщика доказывать не надо. Неважно также, как он будет действовать – добросовестно или нет. Наступило последствие – значит, обязан возместить.

Продолжим наш пример.

Ваше ООО «Успех» выступает покупателем, ООО «Сомнение» – поставщиком. Вы настаиваете на том, чтобы в договор было включено следующее условие (налоговая оговорка), смысл которого именно в привязке к факту снятия вычета. Если ИФНС снимет с вашего ООО вычет, то ООО «Сомнение» обязано возместить вам потери независимо от вины.

Такой вариант пользуется популярностью. Вот так будет выглядеть примерная формулировка (внимание: это не более чем рекомендация, каждая ситуация нуждается в анализе и индивидуальном подходе):

Покупатель при получении письма налогового органа о несформированном источнике для вычета НДС уведомляет об этом Поставщика. Не позднее трех рабочих дней Поставщик обязуется устранить нарушения, в т.ч. путем подачи уточненной налоговой декларации по НДС. В случае неустранения нарушений Поставщик компенсирует Покупателю потери, возникшие вследствие невозможности принять к вычету предъявленный Поставщиком НДС. Размер потерь равен сумме вычетов по НДС по счетам-фактурам Поставщика, от применения которых Покупатель отказался при подаче уточненной декларации, а также уплаченных пеней. Покупатель вправе удержать потери из причитающихся Поставщику платежей по Договору, а также из выплат, причитающихся Поставщику по другим основаниям.

Смысл конструкции ст. 431.2 ГК несколько иной. Поставщик дает заверение о значительных обстоятельствах (существенных для заключения (исполнения) договора). И вот, если это заверение будет признано недостоверным, то он возмещает убытки, причиненные такой недостоверностью, или выплачивает договорную неустойку. При этом необходимо, чтобы между действиями поставщика и убытками прослеживалась прямая причинно-следственная связь. Что это означает? А то, что в принципе правильная, корректная формулировка такого рода сама по себе может и не сработать. Продолжим пример.

Поставщик ООО «Сомнение» заверяет покупателя – ООО «Успех» в следующем (реальная выдержка из договора):

«Поставщик гарантирует, что:

полностью отразит операции по Договору в первичных документах, бухгалтерской и налоговой отчетности, которая будет своевременно представлена в налоговый орган; по операциям Поставщика не будет признаков несформированного источника вычета НДС; по требованию Покупателя, налоговых органов или суда своевременно представит заверенные копии документов об операциях по Договору».

Сомнений нет, это заверение об обстоятельствах, закрепленное в соглашении сторон (ст. 431.2 ГК). И по закону, если ООО «Сомнение» не сдержит свои обещания и ООО «Успех» получит отказ в вычете, т.е. понесет убытки, то ООО «Сомнение» должно бы их возместить. Однако если откажется, то в суде ООО «Успех» придется доказывать наличие причинно-следственной связи между действиями поставщика и убытками. Мы не говорим, что это невозможно, но куда более трудозатратно и не всегда заканчивается успехом.

В основном проблемы начинаются именно тогда, когда используется конструкция ст. 431.2 ГК. Контрагент не выполняет свое заверение, а в суде выясняется, например, что покупатель сам виноват, поскольку:

  • не сумел доказать причинно-следственную связь между действиями поставщика и отказом в вычете;
  • не сумел обосновать собственно убытки и (или) размер;
  • не доказал, что он сам уплатил НДС (и потому не может претендовать на вычет);
  • не проявил должной осмотрительности, выбирая контрагента, и т.п.

Но даже если действия поставщика были безукоризненны, нужны еще правильные формулировки. Вот пример одной такой, вполне удачной:

«… Поставщик несет полную материальную ответственность в случае отказа налогового органа в применении налоговых вычетов по НДС из-за исключения стоимости приобретенных товаров из расходов для целей налогообложения по причинам, связанным с Поставщиком, в том числе если Поставщик не предоставит или предоставит недостоверные сведения».

В данном случае применена модель ст. 406.1 ГК, и она себя оправдала. Суд удовлетворил требование покупателя (постановление 1-го ААС от 29.01.2020 г. № А43-38611/2018).

И другой пример конструкции, пусть и детальной, но не совсем удачной и как раз по модели ст. 431.2 ГК:

«Вся информация, представленная сторонами друг другу, является действительной, точной и не вводящей в заблуждение, документы, представленные сторонами друг другу в оригиналах или копиях при заключении и исполнении настоящего договора, являются подлинными, и содержащаяся в них информация полностью соответствует действительности. Cтороны заверяют, что все риски, связанные с возникновением убытков у одной из сторон договора вследствие недействительности гарантий и заверений, лежат на виновной стороне и компенсируются ей в полном объеме».

Суд указал, что покупатель должен был доказать причинно-следственную связь между действиями поставщика и убытками, т.е. расходами по уплате НДС в бюджет. Обязанность уплатить НДС (либо принять его к вычету) по смыслу п. 1 ст. 15 ГК – не ущерб. В отсутствие доказательств несения фактических убытков ссылка на необходимость применения к спорным правоотношениям положений ст. 431.2 ГК РФ необоснованна (постановление 5-го ААС от 21.04.2021 г. № А51-13336/2020).

Вот такая формулировка может быть истолкована двояко:

«Агент возмещает принципалу убытки в виде уплаченной им в бюджет суммы НДС и пени, возникшие в связи с невозможностью использования льгот по НДС по причине непредставления (несвоевременного представления) ответчиком документов».

Такая оговорка позволит получить возмещение лишь тогда, когда вы уже уплатили НДС и остались без вычета. Если не уплатили, то суд, скорее всего, сочтет, что вы просто не получили льготу, и возмещать нечего (см. решение АС Кемеровской области, вынесено 11.09.2020 г. № А27-29259/2019, устояло в высших инстанциях).

Вот еще одна неудачная формулировка:

«В случае непредоставления исполнителем счета-фактуры на авансовый платеж на шестой календарный день с даты перечисления авансового платежа исполнителю заказчик вправе требовать уплаты штрафа в размере НДС, подлежащего вычету по непредставленному счету-фактуре» – суд указал, что тут сформулирована не налоговая оговорка, а именно мера ответственности за нарушение гражданско-правового договора.

Следовательно, надо доказать, во-первых, факт нарушения обязательства, во-вторых, причинно-следственную связь между действием (бездействием) поставщика и убытками (постановление АС Дальневосточного округа от 28.07.2023 г., дело № А51-8188/2022).

В заключение отметим еще раз: нет универсальных налоговых оговорок, в каждом конкретном случае надо сесть и обдумать формулировки. Очень просто ограничиться «рыбой» наподобие: «Стороны самостоятельно и за свой счет уплачивают налоги и сборы, которые обязаны уплачивать в связи с настоящим Договором», но тогда не надо ожидать чудес. Такая расплывчатая фраза должна быть дополнена условиями, например, по выставлению счетов-фактур, о разграничении налоговых обязанностей сторон и, конечно, о возмещении потерь по налогам, пеням и штрафам.