Премии. Учет, оформление, риски претензий и споров
Зарплата и другие выплаты
06.10.2026
Поделиться
Зарплата и другие выплаты
06.10.2026
Поделиться

Премии. Учет, оформление, риски претензий и споров

Премия может быть как частью зарплаты, так и необязательным поощрением. И ошибиться здесь нельзя, потому что претензии могут последовать от работников, от ГИТ и (или) от налоговой. Как всё сделать правильно, чтобы не пришлось платить штрафы?

Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
19
просмотров

Премия – это выплата сверх оклада, доплат и надбавок. Премии делят на две группы:

  • производственные (ст. 129, 135 ТК) – это элемент оплаты труда, то есть премии, которые платят за результаты (выполненный план, отсутствие брака, сдача проекта в срок). Если условия выполнены, то премия должна быть выплачена;
  • непроизводственные (ст. 191 ТК) – это поощрения, которые не связаны напрямую с трудовыми показателями. Например, к юбилею сотрудника, празднику или выходу на пенсию. Они обычно разовые и зависят исключительно от воли работодателя.

Все правила, которые касаются премий (показатели, основания начисления, порядок расчета, размер, сроки выплат и т.п.), целесообразно прописать в положении о премировании (ЛНА). Если вы воспользовались законным правом отказаться от издания ЛНА, можете прописывать все положения в трудовых договорах – это трудоемко, но если работников немного, то вполне допустимо. Непосредственно в трудовых договорах прописывают и индивидуальные условия премирования (ст. 135 ТК).

Если у вас большой коллектив и условия премирования в основном одинаковы для всех, то лучше закрепить их в ЛНА, а в индивидуальных трудовых договорах просто делать ссылки на этот документ.

Работодатель вправе установить:

  • количественные показатели премирования, например в зависимости от объемов продаж, числа привлеченных новых клиентов, количества изготовленной продукции и т.п.;
  • качественные показатели – выполнение или перевыполнение плана, соблюдение дедлайнов, работа без брака и т.п.;
  • особые достижения – поводы для разовых премий. Например, сдача объекта, завершение проекта и т.п.

Размер премии тоже оставлен на усмотрение работодателя. Премия может быть как меньше, так и больше оклада – это не запрещено. Можете устанавливать ее размер, например:

  • в зависимости от продаж, иных показателей трудовой деятельности;
  • твердой сумме;
  • диапазоне от и до;
  • процентах от оклада – в этом случае обязательно установите в ЛНА (договоре) базу, с которой рассчитывается премия (чистый оклад, оклад с надбавками, средний заработок), – так вы избежите споров.

Много разногласий порождает вопрос о принципиальной обязанности работодателя платить премию. И тут всё зависит от формулировок.

  • Из положений ЛНА и трудовых договоров следует, что премия является частью оплаты, – тогда платите ее, если выполнены все условия премирования.
  • Из документов следует, что премия не является гарантированной выплатой, в т.ч. зависит от финансовых результатов работодателя, выплачивается по решению работодателя, – значит, ее можно не платить.
  • Выплаты вообще не прописаны в ЛНА – тогда премия не является обязательной. Но всё равно работодатель не вправе произвольно определять ее размер и получателей. Если вы платите такую премию всем и не хотите платить кому-то конкретно – представьте основания для этого решения и доказательства (см., например, определение Восьмого КСОЮ от 11.07.2024 № 88-13860/2024).
Если премия, прописанная в ЛНА, не упомянута в трудовом договоре, то она всё равно входит в систему оплаты труда, и произвольно лишать ее нельзя (см. письмо Роструда от 29.07.2026 № ТЗ/5709-6-1).

Так, из положения о премировании ООО «Успех» следует, что каждый сотрудник вправе рассчитывать на ежемесячный бонус: 20% от оклада. Необходимые условия:

  • «закрыть» месяц без дисциплинарных взысканий;
  • выполнить плановые показатели.

Оклад менеджера Ирины – 75 000 руб. Она хорошо потрудилась, выполнила план, не имела никаких взысканий. Следовательно, в расчетном листке Ирина вправе увидеть премию в 15 000 руб. (75 000 х 20%).

Или другой пример. Из трудового договора следует, что торговый представитель Игорь может получить квартальную премию в размере 2% от выручки, которую обеспечил компании за квартал. Условие: им достигнуты показатели KPI за квартал – 3 500 000 руб. Бухгалтерия представила данные: клиенты, привлеченные Игорем, за три месяца оплатили товаров на 5 000 000 руб., т.е. торговый представитель перевыполнил план. Квартальная премия Игоря составит 100 000 руб. (5 000 000 х 2%).

Еще один типичный пример. Согласно положению о премировании, премия составляет 20% от оклада и начисляется пропорционально фактически отработанному времени. Бухгалтер Елена (оклад 75 000 руб.) вышла на работу после отпуска, отработав 15 дней из 21 рабочего. Премия составит 10 714,29 руб. (75 000 х 20% : 21 дн. х 15 дн.).

Вне зависимости от вида и оснований выплата премии оформляется приказом. Такой документ можно составить по форме, разработанной самостоятельно (с включением всех обязательных реквизитов первички), или же использовать унифицированные формы:

  • для индивидуального премирования – ф. Т-11;
  • для коллективного – ф. Т-11а.
Ознакомить сотрудника с приказом под роспись закон не обязывает, но лучше сделать это, чтобы исключить риск недопонимания. Кстати, в унифицированных формах есть поля для ознакомления.

Мы уже писали о том, когда генеральный директор сам себе выписать премию не вправе. Так, если говорить об ООО, то решение о премировании гендира принимают участники ООО (что оформляется протоколом общего собрания) или совет директоров. Самовольное премирование может привести к тому, что другие законные представители фирмы взыщут эти деньги в качестве убытков (см., например, постановление АС Московского округа от 15.05.2026 № Ф05-5273/2026).

Также надо предостеречь от попыток замаскировать под премии руководству выплату дивидендов, завышая тем самым «прибыльные» расходы на сумму самих «премий» и страховых взносов. Когда, например, работодатель не в состоянии документально объяснить алгоритм расчета премий, притом что сумма премии сотруднику-акционеру выше его же зарплаты в 17 раз, это наводит на мысль о том, что это не премии, а дивиденды. Налоговики легко вскрывают такие схемы, и суды их чаще всего поддерживают (см., например, постановление АС Поволжского округа от 04.06.2025 № Ф06-1750/2025).

В то же время ничто не мешает гендиру дополнительно вознаградить себя премией, если он:

  • имеет право на самопремирование, что установлено уставом ООО, трудовым договором;
  • вообще является единственным участником.

Напомним, что ТК не содержит такого дисциплинарного взыскания, как депремирование, т.е. лишение премии, снижение ее размера. Ст. 192 ТК дает большинству работодателей лишь три варианта наказаний:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

То есть лишить премии или снизить премию, например, за регулярные опоздания нельзя. Зато можно зафиксировать дисциплинарное взыскание. И уже далее, если в ЛНА сказано о том, что условием премирования является соблюдение трудовой дисциплины, то факт проступка будет законным основанием для лишения премии или снижения ее размера.

Помните о 20%-ном лимите: лишение премии не должно приводить к тому, что месячная зарплата снизится более этого порога. Данный запрет не касается премий разовых, не прописанных в ЛНА.

Помните и о том, что нельзя лишать премии ни задним числом, ни «на будущее». Снижение премии должно происходить в том же периоде, в котором зафиксировано невыполнение условий премирования, взыскание.

Надо ли уведомлять о лишении премии, ее снижении? Многие считают, что нет, ссылаясь в том числе на позицию московской ГИТ (письмо ГИТ в г. Москве от 26.02.2020 № 77/7-5692-20-ОБ). Но есть мнение, что знакомить с приказом о лишении премии (снижении ее размера) всё же необходимо. Во-первых, это конституционное право любого человека – знакомиться с документами, непосредственно затрагивающими его права (ст. 24 Конституции). Во-вторых, когда человек получает меньше, чем рассчитывал, и причины этого ему непонятны, то это потенциальный повод для жалобы в ГИТ, в прокуратуру, а также иска в суд.

Если речь идет о производственных премиях, то эти суммы облагаются НДФЛ и страховыми взносами в полном объеме, даже если премия выплачена после увольнения (это подтверждают в том числе письма Минфина от 08.04.2020 № 03-03-06/1/27901, от 08.05.2020 № 03-03-06/1/37404). Расходы на выплату премий учитываются в составе расходов на оплату труда (уменьшают «прибыльную» базу и, соответственно, налог в связи с применением УСН «Доходы минус расходы»). В бухгалтерском учете производственные премии отражают на тех же счетах, что и зарплату: Дебет 20 (26, 44) Кредит 70.

Если говорить о непроизводственных премиях, то они также облагаются НДФЛ, страховыми взносами (по крайней мере, так считают налоговики), но в расходах не учитываются как не связанные с производственной деятельностью. Эти расходы производятся за счет чистой прибыли. В бухгалтерском учете делают проводки: Дебет 91.2 Кредит 70.


Комментарии для сайта Cackle
Наш сайт использует файлы cookie.

Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование.

Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера.

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности.